Опасные зоны можно выявить с помощью метода спектрально-сейсморазведочного профилирования (ССП). Он состоит в том, что вертикально вглубь земли от мобильного ССП сенсора посылается импульсный акустический зондирующий сигнал. Затем "прослушивается" и записывается его растянутый во времени "отклик" – слабые вторичные акустические волны, возбужденные этим сигналом в земной коре. Они принимаются пьезоэлектрическим пленочным датчиком, который (это принципиально важно!) не имеет собственных резонансных частот. После усиления и фильтрации эхо-сигналов интеллектуальный сенсор выполняет их спектральный анализ. В спектре полученного сейсмического отклика слоям недр, которые находятся на большей глубине, соответствуют все более низкие частоты в спектре. Потом сенсор перемещают на определенное расстояние по горизонтали в заданном направлении "разреза", и повторяют измерения. Результаты многих последовательных измерений сводят вместе и строят "ССП-разрез" геологической структуры, один из примеров которого показан на рис. 7.8.
Рис. 7.8. ССП-разрез геологического массива вдоль газопровода "Уренгой – Новопсков" на расстоянии 80 км от г. Уфы; К – карстовая зона
Профилирование выполнено в зоне неожиданно произошедшей аварии газопровода. На участке этого разреза от 0 м до 110 м на глубине 70-80 м выявлена четкая граница между слоями, обусловленная наличием известняковой плиты. Дальше на участке от 120 м до 220 м проявился лейкоподобный объект, который и является характерным для зон тектонических нарушений. Это – следствие постепенного векового проседания осадочных пород. Замечено, что карсты всегда находятся рядом с подобными зонами. Из-за описанных особенностей геологической структуры, грунт на участке от 130 м до 250 м постепенно теряет несущую способность. Утратив опору, труба газопровода под действием собственного веса провисла, что со временем и привело к её разрыву. Если бы до прокладки или хотя бы вскоре после прокладки трассы трубопровода было проведено спектрально-сейсморозведочное профилирование, то, приняв надлежащие меры, аварии можно было бы избежать.