В процессе внедрения и эксплуатации приборов учета между жильцом и водоснабжающей организацией возникают договорные отношения, связанные с согласованием установки прибора, выбором его типа, с монтажом, регистрацией в водоснабжающей организации, ежемесячным считыванием показаний, с денежными расчетами. Зачастую жилец изначально не представляет всех сложностей, возникающих при введении приборного учета. Одной из таких проблем является периодическая поверка счетчика, которую его владелец обязан провести по окончании межповерочного интервала (МПИ). Для большинства приборов МПИ составляет 4-5 лет.
Через 4-5 года жилец, установивший в квартире от 2 до 5 водосчетчиков, узнает, что их нужно поверить в метрологическом центре. Для этого следует:
· подать заявку в ДЭЗ (ЖЭК, сервисную организацию) на демонтаж счетчика;
· подать заявку в водоснабжающее предприятие для снятия показаний счетчика перед поверкой;
· допустить в квартиру инспектора водоснабжающего предприятия для снятия показаний счетчика перед поверкой;
· допустить в квартиру слесаря ДЭЗа (сервисной организации) для демонтажа счетчика;
· чтобы не остаться без воды на время поверки, необходимо договориться со слесарем на установку вместо счетчика специальной вставки;
· отвезти счетчик в метрологический центр, сдать в поверку, оформить и оплатить счет за поверку;
· через одну-две недели получить счетчик из поверки (не факт, что прибор пройдет поверку с положительным результатом);
· подать заявку в ДЭЗ на монтаж счетчика после поверки;
· подать заявку в водоснабжающее предприятие для снятия показаний счетчика после поверки;
· допустить в квартиру слесаря ДЭЗа для монтажа счетчика;
· допустить в квартиру инспектора водоснабжающего предприятия для снятия показаний счетчика после поверки.
При этом все работы с ДЭЗом, ЖЭКом, сервисной организацией, метрологическим центром проводятся на платной основе, и только в рабочее время. Стоимость поверки водосчетчика в метрологическом центре вне зависимости от результатов поверки сопоставима со стоимостью нового прибора. В целом затраты на организацию и проведение поверки в любом случае будут значительно больше, чем стоимость новых счетчиков.
Какова вероятность того, что водосчетчик пройдет поверку в метрологическом центре? В соответствии с законом «Об обеспечении единства измерений» проведение государственной поверки средств измерений возложено на региональные Центры стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ). Центры должны вести учет результатов поверок. Однако в реальности эти работы или не ведутся, или их результаты не доводятся до широкой общественности. Региональные ЦСМ получают доходы от поверки и заинтересованы в увеличении объемов этих работ. Поэтому распространение любой информации о ненужности проведения поверки метрологическим центрам крайне невыгодно. Но многолетний опыт эксплуатации водосчетчиков показал, что поверку после окончания первого межповерочного интервала не проходят до 70 % приборов.