Хотя гироскопы с вращающимся ротором в течение многих лет были практически единственными устройствами, применяемыми при построении навигационных устройств, их размеры в настоящее время являются сильно ограничивающим фактором. Принцип действия таких датчиков не позволяет реализовать их в виде миниатюрных монолитных устройств. К тому же все части традиционных механических гироскопов: рамки, подвесные конструкции, моторы и роторы, требуют высокой точности при изготовлении и сборке, что обуславливает их высокую стоимость. Наличие в датчиках таких элементов как моторы и роторы, приводит к тому, что вследствие их повышенного износа, гироскопы удовлетворяют объявленным характеристикам в течение только ограниченного количества рабочих часов. Поэтому и возникла потребность в разработке альтернативных устройств для определения направления и скорости движения объектов.
В ряде случаев глобальная система навигации является идеальным выбором, но она не работает в космосе, под водой, и ее невозможно использовать там, где размеры и стоимость датчиков имеют решающее значение.
Более перспективный метод построения гироскопов основан на применении микротехнологий, позволяющих реализовать миниатюрные устройства, в которых вращающийся диск заменяется на вибрирующий элемент. Все гироскопы вибрационного типа основаны на явлении ускорения Кориолиса.
Суть его заключается в том, что при применении законов Ньютона к телам, перемещающимся внутри вращающейся рамки, в уравнениях движения необходимо учитывать силу инерции, направленную перпендикулярно к их перемещению. В отличие от роторных гироскопов, в которых инерционная масса вращается по кругу, в вибрационных датчиках подвешенная масса двигается линейно, совершая гармонические колебания. Если тело движется линейно внутри опорной рамки, вращающейся вокруг оси, перпендикулярной направлению движения, в нем возникает ускорение Кориолиса. Это ускорение прямо пропорционально скорости вращения тела относительно третьей оси, перпендикулярной плоскости, образованной двумя другими осями.
В микрогироскопах вращение заменено на вибрацию, а по величине возникающего ускорения можно судить о скорости движения. В отличие от роторных гироскопов, в которых инерционная масса вращается по кругу, в вибрационных датчиках подвешенная масса двигается линейно, совершая гармонические колебания.
Рис. 7.11 Микроструктура монолитного кремниевого гироскопа с вибрирующим кольцом и влияние ускорения на пространственно положение кольца.
Существует несколько практических способов построения вибрационных гироскопов, но все их можно разделить на три основные группы:
- простые вибраторы (масса на пружине, балки);
- уравновешенные вибраторы (камертон);
- тонкостенные резонаторы (цилиндры, кольца, фужеры).
Рис. 7.12 Конструктивное исполнение вибрационного гироскопа.
Твердотельный волновой гироскоп предназначен для работы в бесплатформенных инерциальных навигационных системах (БИНС) гражданского назначения в качестве интегрирующего гироскопа. Принцип действия основан на свойстве инерционности стоячей волны, возбуждаемой в полусферическом резонаторе.
Характеризуется высокой точностью и малой потребляемой мощностью. Ресурс – более 100 000 часов.
Технические характеристики.
Случайный дрейф
| 0,1 o/ч
|
Систематический дрейф
| ±3,0 o/ч
|
Потребляемая мощность
| 1,5 Вт
|
Габаритные размеры
| Ø65 х 92 мм
|
Масса
| 350 г
|
Малогабаритный динамически настраиваемый гироскоп ГВК-16 используется в качестве чувствительного элемента в малогабаритных датчиках угловых скоростей средней точности многоцелевого межвидового применения для подвижных объектов, а также в бесплатформенных ИНС и системах стабилизации.
Достоинства:
- большой диапазон входных угловых скоростей;
- высокая ударная прочность (до 100 ед.)
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Случайный дрейф
| 0,1-1,0 o/ч
|
Дрейф, не зависящий от ускорения
| ±50 o/ч
|
Дрейф, пропорциональный ускорению
| ± 25 o/ (ч g)
|
Крутизна датчиков момента
| 1000 o/ (с*А)
|
Входная угловая скорость:
|
|
- постоянно
| 200 o/сек
|
- кратковременно
| 700 o/сек
|
Питание:
|
|
- двигатель
| 18(11) В, 480 Гц
|
- датчики угла
| 2,5 В, 19,2 кГц
|
- обогрев
| 36 В, 400 Гц
|
Габаритные размеры
| Ø32 х 31,5 мм
|
Масса
| 85 г
|
Малогабаритный динамически настраиваемый гироскоп МГ-4 используется в качестве чувствительного элемента в малогабаритных датчиках угловых скоростей средней точности многоцелевого межвидового применения для подвижных объектов, а также в бесплатформенных ИНС и системах стабилизации. Имеет большой диапазон входных угловых скоростей
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Случайный дрейф
| 0.2 º/ч
|
Дрейф, не зависящий от ускорения
| ±25 º/ч
|
Дрейф,пропорциональный ускорению
| ± 25 º/ (ч g)
|
Крутизна датчиков момента
| 400 º/ (сек А)
|
Время готовности:
|
|
- постоянно
| 60 º/сек
|
- кратковременно
| 300 º/сек
|
Случайная вибрация
| 4,5 g, 20 – 2000 Гц
|
Линейное ускорение
| 12 g
|
Механический удар
| 15 g (r =15 мсек)
|
Питание:
|
|
- двигатель
| 15(11) В, 360 Гц ±10%
|
- датчики угла
| 2,5 В, 19,2 кГц
|
- обогрев
| 115 В 400 Гц
|
Диапазон температур
| от – 60 º C до +60 ºC
|
Габаритные размеры
| 46 х 42 x 42 мм
|
Масса
| 200 г
|
Микромеханический гироскоп ММГ предназначен для использования в качестве датчика угловой скорости в автомобилестроении, робототехнике, спортивных тренажерах, медицинском оборудовании, системах виртуальной реальности, бытовой технике, детских игрушках.
Микромеханический гироскоп состоит из кремниевого датчика и блока электроники.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Диапазон измерения
| ±100 º/с
|
Погрешность масштабного коэффициента в диапазоне температур
| ± 3,0 %
|
Нелинейность масштабного коэффициента
| ± 1,0 %
|
Изменение постоянной составляющей в диапазоне температур
| ± 2,0 º/с
|
Постоянная составляющая дрейфа
| ± 0,3 º/с
|
Случайная составляющая дрейфа
| 0,1 º/с
|
Напряжение питания
| 5 В
|
Условия эксплуатации
| – 40ºС + 85ºС
|
Габаритные размеры:
|
|
- датчика
| Ø26 х 12 мм
|
- гироскопа
| 35 х 35 х 30 мм<
|
Масса гироскопа
| 40 г
|