Изучению данной темы согласно тематического плана рабочей программы отведено 14 ч, из которых самостоятельная работа у студентов составляет 8 ч.
Самостоятельная работа по данной теме направлена на изучение теоретического материала, уровень знания которого проверяется на семинарском занятии.
Изучение темы направлено на рассмотрение следующих теоретических вопросов.
1. Понятие «система цен», методология ее формирования и принципы ценообразования.
2. Виды, характеристика и сфера действия фиксируемых, регулируемых и свободных.
3. Территориальный признак дифференциации цен.
4. Виды, характеристика, состав цен различных сфер экономики: производство, строительство, сельское хозяйство, транспорт, оптовая и розничная торговля, общественного питания.
5. Виды и характеристика цен в зависимости от способов согласования и фиксации в контрактах и источников получения информации.
6. Характеристика цен организованных рынков.
7. Виды и характеристика цен в зависимости от характера возмещения транспортных расходов, условия их применения.
8. Система цен, используемых в статистическом изучении цен, их характеристика, значение, расчет.
9. Для подготовки теоретических аспектов темы рекомендуется помимо лекционного материала ознакомиться со следующей учебной и законодательно-нормативной литературой библиографического списка:
– основной: [1, с. 24-25, 31-32, 259-307];
– законодательными и нормативными документами: [5; 26];
– дополнительной: [28, с. 66-72, 89-96, 117-135]; [29, с. 26-39, 41-45, 53-57]; [30, с. 28-30 и 59-99]; [52, с. 23-43].
Для проверки теоретических знаний студентам рекомендуется ответить на тестовые вопросы.
1. Отпускные цены – это:
а) цены, по которым реализуются товары народного потребления населению через розничную торговую сеть;
б) цены, по которым предприятия изготовители реализуют товары народного потребления предприятиям оптовой и розничной торговли;
в) цены, по которым предприятия – изготовители реализуют продукцию производственно-технического назначения;
г) цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию;
д) цены, по которым оптовые предприятия реализуют товары предприятиям розничной торговли.
2. Розничные цены – это:
а) цены, по которым товары закупаются у оптовых предприятий;
б) цены, по которым товары реализуют населению;
в) цены, по которым предприятия-изготовители реализуют товары народного потребления другим предприятиям;
г) цены, по которым реализуется сырье и материалы предприятию-изготовителю;
д) цены, по которым приобретают товары предприятия розничной торговли.
3. Прейскурантная цена на строительную продукцию представляет собой:
а) стоимость конечной продукции типового строительства;
б) наибольшая стоимость единицы конечной продукции типового строительства;
в) усредненная сметная стоимость единицы строительных работ;
г) предельный размер затрат на строительство объекта;
д) цену, указанную в типовом договоре на строительство.
4. Сметная стоимость продукции – это ...:
а) средний размер затрат на строительство объекта;
б) предельный размер затрат на строительство объекта;
в) средний размер затрат на строительство всех объектов;
г) минимальный размер затрат на строительство объекта;
д) стоимость единицы строительных работ.
5. Цены, по которым осуществляются расчеты между структурными подразделениями корпораций, называются:
а) закупочные; в) отпускные; д) оптовые.
б) розничные; г) трансфертные;
6. Наиболее выгодна поставщику цена:
а) франко склад покупателя; г) франко станция отправления;
б) франко вагон станции отправления; д) франко станция назначения.
в) франко вагон станции назначения;
7. Наиболее выгодна покупателю цена:
а) франко вагон станции отправления; г) франко склад поставщика;
б) франко вагон станции назначения; д) франко склад покупателя.
в) франко станция назначения;
8. Уровень инфляции определяется:
а) по индексу транспортных тарифов;
б) по индексу цен на услуги;
в) по индексу – дефлятору ВВП;
г) по индексу цен на продовольственные товары;
д) по индексу потребительских цен.
9. Цены, зафиксированные органами статистики на определенную дату, это – цены:
а) текущие; г) твердые;
б) средние; д) сопоставимые.
в) скользящие;
10. Сельскохозяйственные производители реализуют продукцию по ценам:
а) розничным; г) оптовым;
б) закупочным; д) трансфертным.
в) отпускным;
11. Покупателям, расположенным дальше всех от производителя, наиболее выгодна цена:
а) зональная;
б) цена базисного пункта;
в) цена ФОБ производства;
г) единая цена с включением расходов по доставке;
д) цена франко склад поставщика.
12. Термин «франко» означает:
а) пункт, транспортные расходы до которого оплачивает покупатель;
б) пункт, транспортные расходы до которого оплачивает посредник;
в) пункт, транспортные расходы до которого оплачивает поставщик;
г) пункт, транспортные расходы с которого оплачивает поставщик;
д) пункт, транспортные с которого оплачивает посредник.
13. Себестоимость строительного объекта отражается:
а) в сметной стоимости; г) в договорной цене;
б) в прейскурантной цене; д) в закупной цене.
в) в договорной цене;
14. Различаются цены в зависимости от степени и способа регулирования государственными органами:
а) договорные, твердые, регулируемые;
б) свободные, текущие, фиксированные;
в) розничные, регулируемые, отпускные;
г) свободные, договорные, гарантийные;
д) фиксированные, регулируемые, свободные.
15. Поэлементный состав розничной цены зависит:
а) от количества звеньев товародвижения;
б) от уровня издержек в сфере обращения;
в) от системы налогов, которые уплачивает предприятие;
г) от числа звеньев товародвижения и системы налогообложения, на которой находится предприятие розничной торговли;
д) от доли прибыли, которую получает каждый участник товародвижения.
16. Действие объективных экономических законов развития рыночной экономики учитывается в принципе ценообразования: