Изучению данной темы согласно тематического плана рабочей программы отведено 14 ч, из которых самостоятельная работа у студентов составляет 8 ч.
Самостоятельная работа по данной теме направлена на изучение теоретического материала, уровень знания которого проверяется на семинарском занятии.
Изучение темы направлено на рассмотрение теоретических вопросов.
1. Роль и значение цены в системе рыночного механизма управления, ее отличия от ценообразования в планово-административной экономике.
2. Факторы, влияющие на формирование цены на макроуровне, их характеристика и направление воздействия.
3. Сущность цены в различных экономических теориях: теории стоимости, теории предельной полезности, современной маржиналистической теории (спроса и предложения).
4. Понятия и взаимосвязь индивидуальной, общественной и рыночной стоимости товаров.
5. Функции рыночной цены: их характеристика и механизм действия.
Для подготовки теоретических аспектов темы рекомендуется помимо лекционного материала ознакомиться со следующей учебной литературой:
– основной: [1, с. 11–23];
– дополнительной: [28, с. 3–21]; [29, с. 6–24]; [30, с. 7–27, 44–54]; [32, с. 13–16]; [52, 5–23].
Для проверки теоретических знаний студентам рекомендуется ответить на тестовые вопросы.
1. Равновесная цена – это:
а) цена, которая создает избыток спроса;
б) цена, установленная государственными органами;
в) цена, при которой предложение выше спроса;
г) цена, при которой предложение соответствует спросу;
д) цена, установленная по договоренности между продавцом и покупателем.
2. Рыночная стоимость товара формируется:
а) под влиянием индивидуальной стоимости;
б) под влиянием общественной стоимости;
в) под влиянием общественной стоимости и конъюнктуры рынка;
г) под влиянием государственных органов;
д) под влиянием предприятий-монополистов.
3. Отклонению рыночной стоимости товара от общественной способствуют факторы:
а) индивидуальная стоимость каждого производителя;
б) конъюнктура рынка (соотношение спроса и предложения);
в) монополизм производителя;
г) условия производства товаров;
д) общественно необходимые затраты на производство товара.
4. Перераспределительная функция цены способствует:
а) возможности учета затрат;
б) стимулированию производителей к снижению затрат;
в) возможности принимать обоснованные управленческие решения;
г) распределению доходов между группами населения;
д) определению рентабельности производства изделий.
5. Приоритетной в условиях рыночной экономики является функция цены:
а) распределительная; г) учетно-измерительная;
б) социальная; д) балансирующая.
в) информационная;
6. Стимулирующая функция цены способствует:
а) перераспределению доходов;
б) учету затрат и прибыли;
в) стремлению производителей к снижению себестоимости изделий;
г) рациональному размещению ресурсов;
д) согласованию спроса и предложения.
7. Общественная стоимость товара формируется под влиянием:
а) общественно-необходимых затрат труда;
б) государственных органов;
в) конъюнктуры рынка;
г) индивидуальных затрат труда;
д) спроса потребителей.
8. Учетно-измерительная функция цены позволяет:
а) уравновешивать спрос и предложение;
б) перераспределять доходы;
в) рационально размещать ресурсы;
г) иметь информацию для принятия управленческих решений;
д)соизмерять ценность различных товаров.
9. Взаимосвязь между сферами производства и потребления осуществляется на основе функции цены:
а) информационной; г) балансирующей;
б) распределительной; д) учетно-измерительной.
в) стимулирующей;
10. Предприниматели могут сопоставлять затраты и прибыль на основе функции цены:
а) распределительной;
б) как средства рационального размещения производства;
в) учетно-измерительной;
г) балансирующей;
д) информационной.
11. Перелив капиталов в отрасли с более высокой нормой прибыли обусловлен действием функции цены:
а) информационной;
б) стимулирующей;
в) перераспределительной;
г) балансирующей;
д) как средства рационального размещения производства.
12. Рыночная стоимость товара выше общественной стоимости, если:
а) объем предложения на рынке меньше объема спроса;
б) объем спроса на рынке равен объему предложения;
в) объем спроса меньше объема предложения;
г) объемы спроса и предложения на рынке меняются в одинаковом соотношении;
д) объемы предложения и спроса на рынке не меняются.
13. Основными характеристиками рыночной цены являются:
а) конкурентность, неизменность, ориентация на затраты в сфере производства;
б) динамичность, конкурентность, зависимость от конъюнктуры рынка;
в) зависимость от государственного регулирования, постоянность, возможность прогнозирования;
г) формирование конечного уровня на стадии производства, динамичность, конкурентность;
д) зависимость от конъюнктуры рынка, постоянность, возможность прогнозирования.
14. Функция цены как средства рационального размещения производства способствует:
а) перераспределению доходов между социальными группами населения;
б) учета затрат и определению прибыли;
в) балансу между сферами производства и обращения;
г) созданию рациональной отраслевой структуры экономики;
д) соизмерению ценности различных товаров.
15. В соответствии с законом спроса и предложения увеличение спроса вызывает:
а) снижение как равновесной цены, так и равновесного объема продаж;
б) увеличение равновесной цены и снижение равновесного объема;
в) увеличение равновесной цены и увеличение равновесного объема продаж;
г) снижение равновесной цены и увеличение равновесного объема продаж.
16. Если объемы и предложение равны, то:
а) рыночная стоимость равна общественной стоимости;
б) рыночная стоимость выше общественной стоимости;
в) рыночная стоимость меньше общественной стоимости;
г) рыночная стоимость равна индивидуальной стоимости.
17. Если объем спроса на рынке больше объема предложения, то:
а) рыночная стоимость равна общественной стоимости;
б) рыночная стоимость выше общественной стоимости;
в) рыночная стоимость меньше общественной стоимости;
г) рыночная стоимость равна индивидуальной стоимости.
18. Если объем спроса на рынке меньше объема предложения, то:
а) рыночная стоимость равна общественной стоимости;
б) рыночная стоимость выше общественной стоимости;
в) рыночная стоимость меньше общественной стоимости;
г) рыночная стоимость равна индивидуальной стоимости.
19. Положительную экономическую прибыль получают предприниматели:
а) индивидуальная стоимость у которых равна общественной стоимости;
б) индивидуальная стоимость у которых равна рыночной стоимости;
в) индивидуальная стоимость которых выше общественной стоимости;
г) индивидуальная стоимость которых ниже общественной стоимости.
20. Отрицательную экономическую прибыль имеют предприниматели:
а) индивидуальная стоимость у которых равна общественной стоимости;
б) индивидуальная стоимость у которых равна рыночной стоимости;
в) индивидуальная стоимость которых выше общественной стоимости;
г) индивидуальная стоимость которых ниже общественной стоимости.
21. Нулевую экономическую прибыль получают предприниматели:
а) индивидуальная стоимость у которых равна общественной стоимости;
б) индивидуальная стоимость у которых равна рыночной стоимости;
в) индивидуальная стоимость которых выше общественной стоимости;
г) индивидуальная стоимость которых ниже общественной стоимости.
22. Закон перелива капиталов связан с действием функции цены:
а) информационной;
б) стимулирующей;
в) балансирующей;
г) как средства рационального размещения производства;
д) учетно-измерительной.
23. Определять величину прибыли предпринимателя позволяет функция цены:
а) информационной;
б) стимулирующей;
в) балансирующей;
г) как средства рационального размещения производства;
д) учетно-измерительной.
24. Способствует стремлению производителей к снижению себестоимостиизделий функция цены:
а) информационной;
б) стимулирующей;
в) балансирующей;
г) как средства рационального размещения производства;
д) учетно-измерительной.
25. Главными функциями цены в планово-административной экономике являются:
а) учетно-измерительная, перераспределительная;
б) стимулирующая, балансирующая;
в) как средства рационального размещения производства, информационная.
26. Наиболее характерным для рыночной экономики является ценообразование:
а) монопольное; в) свободное;
б) государственное; г) некоммерческое.
27. В реализации какой функции цены, большое значение играют косвенные налоги: