50% годовой выручки + товарные запасы и оборудование
Аренда автомобилей
Число машин х 1000 долларов
Хлебопекарни
15% годового объема продаж + оборудование + товарные запасы
Кофейни
Месячный объем продаж х 4 + товарные запасы
Аптеки
75% годовой прибыли + оборудование + товарные запасы
Кинотеатр
Годовая прибыль х 4
Пиццерия
Месячный объем продаж х 4 + товарные запасы
Такси
80% годовой прибыли
Автомастерские
Месячная прибыль х 2 + рыночная цена оборудования
Винные магазины
Месячный объем продаж х 5 + товарные запасы + цена лицензии
Страховые конторы
120—150% от годовых комиссионных
Бары и кафе
Объем продаж за полгода + стоимость лицензии
Формульный подход постепенно находит применение в российской экономике, в частности в связи с введением местного единого налога на вмененный доход (табл. 3.10).
Таблица 3 10
Базовая доходность бизнеса
№ п/п
Вил деятельности
Физические показатели
Базовая доходность на единицу физического показателя руб. ед. /год
Ремонтно-строительные услуги
Кол-во работающих, чел.
Бытовые услуги
Оборудованные рабочие места ед.
Парикмахерские ветеринарные зооуслуги
Оборудованные рабочие места ед.
Медицинские косметологические услуги
Оборудованные рабочие места ед.
Услуги по краткосрочному проживанию
Общ. площадь кв. м.
Бухгалтерские аудиторские юридические образовательные услуги
Число работающих, чел.
Общественное питание
Общ площадь, кв. м.
Розничная торговля
Общ площадь кв. м.
Нестационарная торговля ГСМ
Кол-во раздаточных пистолетов шт.
Малые предприятия численностью до 100 чел.:
грузоперевозки
пассажирские перевозки автобусом маршрутные такси
такси
Грузоподъемность
трансп. средства, т.
посадочное место
посадочное место
посадочное место
Стоянки гаражи
Общая площадь, кв. м.
Используя базовую доходность бизнеса, можно перейти к стоимости бизнеса, включив в расчеты стоимость материальных активов (возможно, по формулам табл. 3.9).
Одной из методологических проблем анализа рыночной стоимости бизнеса является оценка гудвилла предприятия, значимость которого для некоторых сфер бизнеса очень велика. В частности, это относится к сфере торговли и услуг, где стоимость гудвилла значительно выше, нежели стоимость материальных активов.
Гудвилл — это ветчина на которую стоимость бизнеса превышает стоимость его материальных активов.
Гудвилл — это совокупность тех активов предприятия, которые стимулируют клиентов пользоваться товарами или услугами именно этого предприятия и приносить прибыль сверх разумной величины прибыли которая может быть получена от активов, отдельно идентифицированных и оцененных. В отличие от других активов гудвилл не может быть продан отдельно от предприятия.
гудвилл определяется ценой, которую покупатель готов заплатить за предприятие сверх рыночной стоимости ее активов.
Совокупность активов, представляющих собой гудвилл, условно разбивается на несколько групп, наиболее типичные представители которых приведены ниже.
Группа 1. Нематериальные активы, неотделимые от предприятия:
Наличие обученного персонала.
Система управления предприятием.
Наличие постоянной клиентуры.
Преодоленные стартовые трудности.
Удобное местоположение.
Достижения в области рекламы и продвижения товаров на рынок.
Репутация предприятия, утвердившаяся на основе осведомленности клиентов, поставщиков, общественности о надежности предприятия, качестве обслуживания, финансовой устойчивости.
Группа 2. Нематериальные активы, неотделимые от работника:
Личная репутация работников и владельцев.
Личные профессиональные качества работников.
Предпринимательские способности персонала и владельцев.
Группа 3. Нематериальные активы, в общем случае отделимые от предприятия:
Торговые марки.
Фирменные знаки.
Технические библиотеки.
Авторские права.
Архивы.
Лицензии.
Патенты.
Контракты, заключенные на рекламу, поставки.
Списки и адреса клиентов.
Оценить нематериальные активы достаточно сложно, поэтому прямая рыночная оценка отдельных групп применяется крайне редко. Наиболее типичным является применение теории «большого котла». Данная оценка нематериальной составляющей в стоимости предприятия достаточно достоверна (табл. 3.11). Метод избыточного дохода предполагает именно указанный подход и включает следующие этапы:
1. Определение прогнозных показателей прибыли и убытков.
2. Определение в качестве индикатора будущих перспектив показателей отчетов (о прибылях и убытках, возможно за 3—5 лет).
3. Прогноз изменений показателей на 1 год на основе прогнозов самого предприятия, опросов работников и собственных суждений.
4. Составление экономического баланса.
5. Определение прогнозной операционной прибыли.
6. Учет износа материальных активов.
7. Учет износа нематериальных активов.
8. Учет прибыли на капитальные вложения, которые можно осуществить (приобретение земли, оборудования), и на нематериальные активы, за исключением гудвилла.
9. Вычесть из прибыли начисленный износ и прибыль на инвестиции (результаты, полученные на этапах 6, 7, 8, необходимо вычесть из прибыли, полученной на этапе 3).
10. Определить стоимость гудвилла по величине избыточного дохода. Избыточный доход (получен на этапе 9) означает доход, полученный сверх прибыли, необходимой для обеспечения реалистичных амортизационных расходов, разумной прибыли на идентифицированные активы предприятия, процентных начислений на капитал, который может быть инвестирован в другие сферы (денежные средства, счета дебиторов, товарно-материальные запасы за вычетом задолженности поставщикам). Такой избыточный доход должен быть отнесен за счет гудвилла и других неидентифицированных или не поддающихся количественной оценке нематериальных активов, которые предприятие приобрело в процессе деятельности.
11. Получить общую стоимость предприятия путем суммирования стоимости гудвилла, собственного материального капитала и нематериальных активов, оцениваемых отдельно, поскольку их нельзя отнести к основной деятельности предприятия.
Таблица 3.11
Пример оценки стоимости предприятия методом избыточного дохода, тыс. руб.
№ п/п
Показатели
Результат
Выручка (нетто) от реализации продукции
Себестоимость продукции (за вычетом амортизации)
Прибыль от реализации продукции
(до амортизационных отчислении) (стр. 1 — стр. 2)
4.1
4.2
Износ материальных активов
Машины и оборудование:
рыночная стоимость
годовая норма амортизации**
срок службы, лет
сумма амортизационных отчислении
Офисная мебель:
рыночная стоимость
годовая норма амортизации
срок службы, лет
сумма амортизационных отчислений
0,167
40,08
0,125
31,25
5.1
Износ нематериальных активов
Патент на изобретение:
рыночная стоимость
годовая норма амортизации
срок службы, лет
сумма амортизационных отчислений
0,125
56,25
6.1
Прибыльна инвестиции
Оборотные активы:
процент на капитал
прирост капитала
40.7
Избыточный доход (п. 3 — п. 4.1 — п. 4.2 — п.5.1 — п.6.1)
48,72
Стоимость гудвилла:
ставка капитализации
стоимость гудвилла (п.7 : 0,2)
243,6
9.1
9.2
9.3
9.4
Состав стоимости бизнеса
Рыночный собственный материальный капитал
(пример 2)
Рыночная стоимость патента
Стоимость гудвилла
Стоимость предприятия (п.9.1+ п.9.2+п.9.3)