Анализ показывает, что производство продукта В прибыльно, а продукта А убыточно при данных объемах продаж, ценах и затратах. Однако простейшее решение — избавиться от продукта А — может оказаться неверным. Необходимы дополнительные исследования, не изменятся ли все показатели, формирующие конечные результаты, если изменится ассортиментная политика.
3.2. Анализ экономического роста предприятия
Проблема оценки стоимости предприятия как бизнеса возникает не только в случаях присоединения, слияния, поглощения, продажи части предприятия как бизнеса, приобретения акций. Это лишь одна часть проблемы. Другой частью является определение экономического роста предприятия с позиций рыночных оценок.
Существует большое количество точек зрения на категорию стоимости предприятия. Конечным измерителем стоимости предприятия является цена его возможной реализации на рынке.
Оценка стоимости предприятия может осуществляться на основе разных подходов с позиций интересов субъекта оценки. Чтобы оценить стоимость предприятия с целью определения его инвестиционной привлекательности, необходимо построить все расчеты с позиций интересов владельцев акции, которые не имеют других интересов в деятельности предприятия, кроме получения дивидендов. Существуют и другие цели экономической оценки предприятия как бизнеса.
Экономический рост предприятия делает его инвестиционно привлекательным. Размер реинвестируемой прибыли характеризует возможности экономического роста в перспективе. Согласно методике «Дюпон» экономический рост компании определяется следующим образом:
Характеризует рост ценности бизнеса показатель рыночной стоимости предприятия
где DCi — добавленная стоимость по годам оценки (i = 1, 2, ..., n), — средневзвешенная стоимость капитала:
r — кредитная ставка банка; Т — ставка налога на прибыль, L — сумма кредитов банка, Е — собственный капитал, d — процент дивидендов:
где Рск — рентабельность собственного капитала
Сущность профессиональной оценки стоимости бизнеса заключается в определении текущих и будущих выгод от владения» бизнесом или его частью в денежном выражении.
Накопленный опыт оценки бизнеса предлагает определенный сценарий, позволяющий провести оценку достоверно и минимизировать ошибки. К основным этапам оценки следует отнести:
Оценка бизнеса должна опираться на следующие знания:
профессиональные знания методов оценки,
знания экономики предприятия и всех закономерностей эффективного использования активов предприятия, требований к оптимальному имущественному комплексу в разных сферах хозяйствования,
знания правового и экономического окружения современного бизнеса,
знания законов рынка,
знания учета и отчетности на предприятии,
знания теории н методик финансового анализа
Основными источниками информации оценщика следует считать
ретроспективный баланс предприятия, реконструируемый оценщиком в экономический баланс.
отчет о прибылях и убытках,
отчет о движении денежных средств;
экспертные оценки специалистов о реальном состоянии активов предприятия,
статистическая и прогнозная информация о рынке, на котором функционирует оцениваемое предприятие.
Недостатки, затрудняющие применение финансовой отчетности для целей оценки, заключаются в следующем
финансовая отчетность содержит ретроспективную информацию, которая к моменту оценки устаревает,
большая часть активов оценивается по затратам на приобретение и не отражает их рыночной стоимости,
остаточная стоимость активов не отражает морального и физического состояния активов,
некоторые активы не отражены в балансе (например, неамортизируемые нематериальные активы, рекламные материалы),
дебиторская задолженность требует переоценки, особенно по просроченным и сомнительным долгам,
товарно-материальные запасы не отражены по их рыночной стоимости;
отчетность может искажать реальную картину по причине «двойной» бухгалтерии,
отчетность может содержать непреднамеренные ошибки бухгалтера,
возможно сокрытие активов для целей налогообложения.
Для того, чтобы сделать финансовую отчетность более пригодной для оценки бизнеса, оценщик реконструирует ее, используя следующие приемы:
1. Составление экономического баланса, в котором все балансовые показатели заменены экономическими, а именно
основные средства оценены по рыночной стоимости;
дебиторская задолженность оценена с позиций возможности ее возврата,
кредиторская задолженность определяется с позиций реальных возможностей предприятия ее возврата (возможно, кредитор уже не имеет претензий).
2. Составление приведенного ретроспективного отчета о прибылях и убытках (за 5 лет), который требует:
исключить «случайные» доходы (например, продажа земельного участка),
исключить позиции, делающие организацию несопоставимой с другими хозяйствующими субъектами отрасли
3. Составление прогнозного отчета о прибылях и убытках, который отражает мнение оценщика о будущей прибыльности предприятия, возможно. лучшем использовании приобретаемого бизнеса.
Формульный метод используется для оценки предприятий, которые наиболее часто продаются, и оценщик имеет накопленный опыт оценки объектов определенного вида.
Источников появления формулы для оценки бизнеса может быть два:
формула заимствована из рыночной практики;
формула разработана оценщиком самостоятельно.
Приведем наиболее типичные случаи применения формул к оценке бизнеса в рыночных странах (табл. 3.9).