– субъект, который практикует определенное поведение;
– социальная норма, регламентирующая это поведение;
– референтная группа, реагирующая на отклонение поведения от нормативного.
Социологический подход к отклоняющемуся от норм поведению, то есть к девиантному, означает попытку представить суть этих отклонений, их природу, причину возникновения с учетом социально-экономических и национальных, политических, религиозных, исторических особенностей.
Н. Смезлер определяет девиацию как отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой различные виды наказаний. Он считает, что девиация является естественной и нормальной формой поведения.
Ц. Ломброзо видит причину девиантного поведения как форму проявления преступного типа человека, его биологической, в силу наследственности, предрасположенности к различного рода девиациям.
З. Фрейд девиантное поведение связывал с психическими отклонениями, в том числе чувством вины, сексуальной неуровновешенности, психопатией, слабоумием.
Социологическое объяснение природы девиантного поведения было предпринято Э. Дюркгеймом в его книге «Самоубийство», где он обосновал теорию аномалией. Под аномалией понимается состояние дезорганизации (нарушение правил, норм, ориентации), которые препятствует подчинению дисциплине и не дает индивиду возможности успокоения, когда культурные ценности, социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают и противоречат друг другу.
В качестве разновидности девиантного поведения социологи называют:
– аморальные преступления – азартные игры с целью наживы, злоупотребления алкоголем, распространение наркотиков и их употребление, богохульство, пропаганда национальной розни;
– преступления, связанные с нарушениями норм жизни – охраны здоровья, экологические преступления, нарушения норм безопасности уличного движения, правил пожарной безопасности и эпидемиологических норм, стандартов качества и техники безопасности, соблюдение прав потребителей;
– политические преступления связаны с целью изменения существующего строя, подрыва устоев общественных институтов, разрушение государственных систем образования и здравоохранения, подрыва культуры общества, учинения беспорядков;
– терроризм, сопровождающийся убийствами, взрывами, нападениями из засады, захватами заложников, покушениями на глав государств;
– военные преступления, включающие преступные действия против человечности, шпионаж, преступные действия военнослужащих;
– коррупция должностных лиц в сфере законодательной, исполнительной, судебной, административной власти, взяточничество, подкуп на всех уровнях;
Данная классификация не исчерпывает разновидностей девиантного поведения. Существуют и другие виды отклонений, но в любом случае главное внимание уделяется определению причин и выработке мер, предотвращающих преступные действия.
Девиантное поведение – это социальное явление, выражающееся в массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным нормам и ожиданиям. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого, дозволенного или обязательного поведения людей, групп и организаций.
Социальные отклонения могут иметь для общества два значения: позитивное - когда оно есть средство для прогрессивного развития системы, повышения уровня организованности, когда соблюдаются стандарты поведения, проявляется социальное творчество, научное, техническое, художественное. Негативное девиантное поведение – когда нарушаются основы существования и развития системы, идет дезорганизация в обществе, начинается социальная патология, преступность, пьянство, наркомания, проституция, самоубийство, вандализм, терроризм.
Наиболее восприимчивыми к девиантным отклонениям являются подростки 14-15 лет. Они формируются в группы, где проходят школу ложного коллективизма, риска, лжеромантики, подлости, жестокости. К формированию таких деструктивных коллективов приводят несколько моментов:
- личная неустроенность и неудовлетворенность как результат неразрешившихся противоречий несоответствующих условиям бытия;
- неспособность или непринятие активных форм самоутверждения, преодоления конфликтов, неудач;
- потребность в общении, постоянной группе, членом которой он хочет себя видеть;
- интеграция неформальных групп под давлением социального контроля.
Зачастую антиобщественный характер носят следующие группы:
случайная группа – вхождение в нее воспринимается как освобождение от контроля, индивид в ней анонимен, такие группы затевают драки на дискотеках и стадионах, в них утверждаются неписаные законы и нормы, свобода от ответственности;
ретристская группа – уходит от действительности, трудностей в бесцельное времяпрепровождение, развлечения типа токсикомании, наркомании, курения;
агрессивная группа – имеет слабое представление о ценностях и культуре, в ней жесткая иерархия, давление на участников, санкции за нарушение групповых норм. В группе примитивный уровень мышления, это стая с внушаемостью и конформизмом.
Социологи, анализируя возникновение девиантного поведения в обществе, в качестве причин показывают:
1. Нарушение хода социализации личности.
2. Возникновение противоречий между нормами и ценностями в обществе (влияние уличных групп, агрессивные формы проявления массовой культуры, нестабильность в обществе, безразличие к молодому поколению, конфликт поколений, транслирование средствами массовой информации негативных фактов, смена норм поведения в обществе, потеря чувства преданности и принадлежности к обществу).
3. Разрыв между целевыми установками и социально одобряемыми средствами их осуществления.
4. Ослабление воспитательной и организующей роли семьи в подготовке к жизни подрастающего поколения.
В таких условиях проявляется типовое поведение, которое выступает как в виде способа социализации, так и наоборот, ее угасания:
– конформность – утверждает поведение, которое соответствует культурным целям и средствам их достижения;
– инновация – предлагает согласие с целями, но в то же время отрицает социально одобряемые средства их достижения;
– ритуализм как поведение акцентирует свое внимание, наоборот, на отрицании целей, но принятии традиционно одобряемых обществом средств в их достижения;
– ретритизм – предполагает отрицание цели и средства; более всего он характерен для лиц, оказавшихся за чертой социальных интересов: пьяниц, наркоманов, бродяг, бомжей которые отказываются от притязаний на человеческое достоинство, поиска безопасности престижа
– бунт означает отчуждение от господствующих целей, стандартов и формирование новых целей и средств их достижения.
Обычно девиация начинается с фрустрации (состояние психической дезорганизации на основе крушения надежд), с возникновения социального напряжения, невозможности для индивида реализовать поставленную цель.