При характеристике личности нужно иметь в виду, что главным является человеческая деятельность, особо выделяющая его из мира животных.
В структуре личности можно выделить: многообразие деятельности; соподчинение, или иерархия деятельности, которая предложена обществом индивиду, особенно в процессе разделения труда; и структура видов деятельности.
Многие теории личности рассматривают человеческую личность как специфическое образование, зависимое от многих социальных факторов. При этом особое внимание уделяется понятию и образу «Я».
Понятие «Я» складывается из нескольких моментов:
Из представления о том, каким Я кажусь другому человеку.
Из представления о том, как этот другой оценивает мой образ.
Специфическое чувство «Я», вытекающее из первых двух моментов, выражается в самосознании, самовыражении, самоуважении или в чувстве неполноценности.
Я – это самость, тождественность индивида самому себе, это качественное, что отличает его от других людей – это то, что можно сравнить, оценить. «Я» – религиозное, политическое, нравственное, национальное, то есть существует столько Я, сколько есть мнений о себе самом и других о тебе.
Особое внимание содержанию «Я» уделял венский психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Он в психике человека выделял три слоя – Бессознательное ОНО, Сознательное Я, Сверх Я.
Бессознательное ОНО – это унаследованные человеком инстинкты, безотчетные влечения, неподдающиеся контролю душевные движения. То есть то, что находится по ту сферу сознания, не управляется человеком, не подконтрольно ему.
Сознательное Я – посредник между бессознательным и внешним миром, содействует влиянию внешнего мира на бессознательную деятельность индивида. Сознательное Я пытается подчинить себе бессознательное, что удается не всегда. Хотя оно вытесняет агрессивные, антисоциальные, сексуальные и другие желания, служит преградой проникновения их в сознание.
Сверх Я – это инстанция, которая олицетворяет собой запреты, нормы социокультурного характера, выступает в роли совести либо чувства вины за содеянное (мыслимое), либо внешние институты, факторы.
Низшие и высшие – самые жесткие, агрессивные, воинственные слои. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая тем самым невротический тип поведения. Фрейд рассматривает историю человечества как историю нарастающего психоза.
Развитие личности всегда происходит в определенном социальном пространстве, посредством взаимодействия с другими индивидами, группами, институтами.
Социальное пространство личности – совокупность социальных отношений, контактов и социальных ролей индивида в различных социальных системах в какой-то период времени. Объем социального пространства отдельного человека зависит от его возраста, статуса, интенсивности социальных контактов, количества освоенных им социальный ролей и другого.
Чем более развивается личность, тем большее влияние она оказывает на окружающее ее социальное пространство. Индивид в социальном пространстве приобретает определенный социальный статус, который позволяет ему соотносить собственную позицию с позицией окружающих его людей. В каждом конкретном отношении личность имеет социальный статус, играет определенную социальную роль.
Во взглядах на личность и образ человека в социологии существует много концепций. Ведущими из них являются следующие:
- ролевая концепция личности – личность рассматривают как функцию того множества социальных ролей, которые присущи любому индивиду. Социальная роль - модель поведения, объективно заданная личности в системе общественных и межличностных отношений;
- поведенческая концепция – личность рассматривается как система реакций на различные стимулы. Поведение человека определяется и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, средства массовой информации. Поведение человека меняется через стимулы: знания, власть, комфорт, уважение, слава, деньги, доброжелательное отношение власти и другие, чем располагает общество;
- деятельный подход – человек понимается как деятельное существо, преследующее свои цели, задачи. При этом поведение его определяется видами деятельности и связями с другими индивидами;
- концепция Фрейда, в ней человек рассматривается как система нужд, а общество как система запретов, табу. Потенциал и основной источник активности человеку придают бессознательные, в основном сексуальные стремления. Социальные нормы ограничивают человека в удовлетворении этих нужд. Возникает конфликт между глубинным влечением человека и общественно приемлемой формой его реализации.
По Фрейду, личность состоит из трех уровней:
- низший слой (Оно или Ид), есть бессознательные родовые воспоминания, это совокупность инстинктов и влечений;
- средний слой (Я или Эго) – это сознание, отделившееся от Оно в целях приспособления к внешней среде в процессе эволюции;
- верхний слой (сверх Я или супер Эго) – это нормы общества, воспринятые человеком, это представитель общества, воздействующий на психику человека. Сверх Я подавляет инстинктивные влечения, ограничивает и направляет деятельность Я.
Низшие и высшие – самые жесткие, агрессивные, воинственные слои. Они с обеих сторон атакуют психику человека, порождая тем самым невротический тип поведения.