Ученые отмечают, что существуют три как бы стихийно сформированные концепции происхождения общества:
- естественная – труд создал человека и превратил стадо в культурное сообщество производителей;
- божественная – Бог создал человека и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон;
- космическая – инопланетяне создали людей и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях.
Эти теории по-своему интересны, но не отвечают на главный вопрос: как произошло общество, как оно самоорганизует себя, конструирует, самопроизводит.
Среди множества концепций выделяются: инструментальная, сексуальная, кратическая (властная), гендерная и семантическая.
Инструментальная строится на человеческой сообразительности, догадливости, любопытстве, что привело людей к изобретению специальных орудий, которые позволяют удовлетворять возникающие потребности. Это привело к разделению труда (физический, умственный, управленческий, информационный, научный) и, в конечном итоге, – к появлению экономического различия между людьми.
Сексуальная базируется на удовольствии людей от спаривания, отсюда спонтанного, неконтролируемого, хаосоподобного вынашивания и рождения детей, внесезонного размножения. Возникновение семьи, регулирование сексуальных отношений в общении порождали перспективу рождаемости, что дало возможность планировать воспроизводство людей, даже установить сдерживающий или поощряющий контроль над рождаемостью, чем в иных государствах пользуются и сейчас.
Кратическая создание общества на основе отношения власти и соподчинения. В обществе неравномерно распределены ум, сила, творчество, способность к управлению. Пришедшие к власти лидеры, имеющие ловкость, изобретательность, наблюдательность, учились повелевать, соподчинять и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти, распределения привилегий среди членов общины. Элита, чтобы сохранить положение, использует власть, ее рычаги и возможности для удержания привилегий.
Гендерная строится на теории распределения социальных ролей мужчины и женщины в обществе и изучает половое неравенство в нем. Женщина биологически воспроизводит род, выращивает недееспособных младенцев, становится родительницей, обладает волей. Мужчина при этом исполняет роль обслуживания процесса воспроизводства, обеспечивает зачатие, защиту, кров, тепло, питание. В противовес женской монополии воспроизводства мужчины создают нечто в виде мужской монополии на установление порядка. Мужчина не допускает женщину в социально значимые сферы, связанные с руководством, распоряжением ресурсами, властью. Ученые доказывают, что эта цивилизация, называемая андрогенной, приходит в упадок, поскольку роль женщины в современном мире видоизменилась и усилилась.
Семантическая – знаково-символическая. По содержанию означает слабость человека как биологического существа в физическом и психическом смысле. Эта слабость толкает людей на выживание через объединение усилий, объединения в коллективы для решения множества разнообразных задач. В коллективах взаимодействие людей связано с дифференциацией функций, их координацией, комбинированием и корректировкой. Это возможно лишь с развитием общества и использованием языка. Человечество, разрабатывая символы и обозначения, договаривалось о правилах толкования знаков, активно использовало речь, создавая всевозможные коммуникации, которые помогали решать материальные, духовные, системные и другие вопросы.
Исключительную, основополагающую роль в появлении, становлении и развитии общества сыграла деятельность.
Деятельность – это базовое определение способа существования человеческого общества.
Она включает в себя компоненты:
– субъект деятельности (кто);
– объект деятельности (на что);
– средства деятельности (чем);
– процесс деятельности (как);
– результат деятельности (итог);
– условия деятельности (сторонние компоненты);
– система деятельности (степень организации);
– среда деятельности (другие системы деятельности).