Методология ценообразования — это совокупность методов и принципов формирования структуры и динамики цен.
Методология едина для всех уровней установления цен. Основные положения и правила не меняются в зависимости от того, кто и на какой срок устанавливает цены. Методология является необходимой предпосылкой создания единой системы цен, действующей в экономике конкретной страны.
Методики ценообразования — это составные части методологии, которые объединяют ряд методов формирования цен. На основе методологии разрабатывается стратегия ценообразования, а методики содержат конкретные рекомендации, как ту ли иную стратегию реализовать на практике.
Существующие методики различаются в зависимости от уровней управления, видов цен и групп продукции. Выделяют 5 основных методов ценообразования, которые применяют в зависимости от целей предприятия и его положения на рынке:
1. Договорное ценообразование по принципу «средние издержки + прибыль».
2. Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
3. Расчет цены на основе ощущаемой ценности товара.
4. Расчет цены на основе прейскурантов цен.
5. Определение цены посредством конкурентных торгов.
Главными принципами ценообразования являются:
1. Принцип научности обоснования цен состоит в необходимости учета в ценообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики и, прежде всего, законов стоимости, спроса и предложения. Научное обоснование цен базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, уровнях издержек, соотношении спроса и предложения, всех рыночных факторов, а также действующей в национальной экономике системы цен.
2. Принцип целевой направленности цен состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью цен. С этой целью на определенный период времени на принципиально новые виды продукции устанавливаются повышенные цены, обеспечивающие максимальную прибыль.
3. Принцип непрерывности процесса ценообразования определяется его динамичностью и проявляется, во-первых, в том, что продукция на каждом этапе движения от сырья до годового изделия имеет свою цену; во-вторых, в действующие цены постоянно вносятся изменении и дополнения в связи со снятием с производства устаревших и освоением новых видов товаров.
4. Принцип единства процесса ценообразования и контроля за соблюдением цен заключается в государственном установлении общих принципов и правил ценообразования, формировании, регулировании и контроле за ценами продукции и услуг отраслей национальной экономики и предприятий-монополистов и в первую очередь в сфере энергетики, нефтяной и газовой промышленности, транспорта, связи, коммунального хозяйства.
За нарушение установленных государством принципов ценообразования предусматриваются административные и экономические санкции.