Цена и ценообразование – центральные элементы рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров. Цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретенный товар. Цена является рыночной характеристикой товара, в ней отражаются интересы всех участников процесса товарообмена – производителей и потребителей. Ценообразование представляет собой процесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяют две модели ценообразования: рыночное и централизованное.
В условиях централизованного ценообразования установление цены происходит в сфере производства. Цены определяются в зависимости от затрат на производство товаров или оказания услуг при непосредственном участии государственных органов управления. Цена фиксируется на заранее заданном уровне, а последующее ее изменение чрезвычайно затруднено.
Процесс формирования цен в условиях рынка происходит в сфере реализации продукции. Именно здесь взаимодействуют спрос на товары или услуги и предложение их производителями. Именно на рынке происходит соизмерение полезности предлагаемого товара или услуги и целесообразности их приобретения, качество и конкурентоспособность. На рынке формируется окончательная цена товара или услуги.
Цены играют важную роль в предпринимательской деятельности предприятия. Цены выступают основным фактором в решение таких вопросов как определение рынков сбыта продукции, целесообразность производства товаров или оказание услуг, расчет издержек производства, определение объемов инвестиций.
Основные задачи ценообразования:
1) покрытие затрат на производство и реализацию продукции, обеспечение прибыли, достаточной для нормального функционирования производителя и продавца;
2) учет взаимозаменяемости продукции при формировании цены;
3) решение социальных вопросов;
4) реализация экологической политики;
5) решение внешнеполитических вопросов.