Из экономического кризиса первыми начали выходить крупные городские агломерации - центры банковского и торгового капитала, регионы с развивающейся рыночной инфраструктурой межрегионального значения, регионы, экспортирующие продукцию с высокой валютной эффективностью.
В Программерегиональная экономическая политика характеризуется как «часть общей региональной политики, создающая экономические основы целостности Российского государства, всех жизненно важных направлений развития российского общества»[45].
В Программе были определены долговременныецели региональной экономической политики центра:
1) повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение примерно равных условий социального развития во всех регионах России;
2) укрепление экономического единства страны на основе принципов федерализма, местного самоуправления и общероссийского рынка;
Документ содержал конкретизацию этих стратегических целей региональной политики, подробный список проблем, выделенных в качестве приоритетных на ближайшие годы.
Программа содержалаположения о необходимости государственного регулирования регионального развития на основе экономических методов:через бюджетно-финансовые рычаги, государственное финансирование федеральных программ регионального развития, размещение федеральных заказов.
Приоритетным направлением региональной политики была выделена поддержка проблемных регионов, в качестве которых были определены:
- отстающие в экономическом отношении, имеющие низкий уровень среднедушевых доходов населения, слабо развитую производственную базу и недостаточный налоговый потенциал;
- депрессивные регионы, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но испытывающие непреодолимый в среднесрочной перспективе спад производства, связанный с перестройкой структуры национальной экономики;
- кризисные регионы, в которых проблемы экономического, социально-политического и экоприродного порядка оказались крайне острыми вследствие чрезвычайных обстоятельств;
- регионы особого стратегического значения, к которым отнесены Крайнего Севера, Дальнего Востока и нового приграничья[46].
Указывалось, что федеральное содействие развитию проблемных регионов может осуществляться через финансовую поддержку на основе разработанных федеральных программ. Большинство проблемных регионов требовало государственного содействия в кредитовании, привлечении частных инвестиций, предоставлении налоговых льгот, в переподготовке кадров, техническом переоснащении производства и в других формах.
Развитие экономического федерализма и межрегиональной интеграции - вторая важнейшая задача региональной политики, выдвинутая Правительством на 1995 - 1997 гг. Она требовала развития бюджетно-налоговой системы, разделения государственной собственности и доходов от собственности (включая приватизацию) между федеральным, региональным и муниципальным уровнями, уточнения разграничений предметов ведения и экономической ответственности между федеральными органами, органами субъектов Федерации и местного самоуправления.
В 1996 году были одобрены Правительством и утверждены Президентом «Основные положения региональной политики в Российской Федерации»[47].Раздел «Основные положения региональнойэкономической политики» занимает в них центральное место. В нем очерчены стратегические цели и задачи региональной политики, методы и формы ее реализации. В особый пункт выделены вопросы государственного регулирования международной и внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации.
В полном соответствии с изложенными выше принципами территориального развития выделен раздел «Основные положения региональной политики в социальной сфере».
Думается, при разработке местных программ социально-экономического развития необходимо руководствоваться положениями этого важного документа.
В начале 1997 года была опубликована Концепция среднесрочной программы Правительства РФ на 1997-2000 годы «Структурная перестройка и экономический рост». Ее 9-й раздел - «Региональная экономическая политика».
Ядро основных стратегических целей региональной политики сохранено и практически полностью совпадает с соответствующими предыдущими документами Правительства. И это справедливо. Основные задачи, методы и формы региональной экономической политики не могут быть краткосрочными и изменяться ежегодно. Такой подход характерен при подготовке социально-экономических программ на любом уровне: государственном, региональном, межгосударственном. Непременной их чертой является повторение стабильной части, обновление и корректировка разделов и частей, которые требуют модификации.
Итак, в области региональной экономической политики на 1997 - 2000 гг. федеральное Правительство обозначило следующие цели:
1) обеспечение единства экономического пространства страны.
2) укрепление экономической самостоятельности регионов посредством разграничения компетенции и ответственности между органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, местного самоуправления;
3) укрепление финансовой самостоятельности регионов на основе принципов бюджетного федерализма;
4) '- сглаживание региональных различий (в Программе отмечено, что за годы реформ региональная дифференциация усилилась) за счет централизованной финансовой поддержки;
5) стимулирование развития регионов, располагающих мощным научно-техническим и производственным потенциалом, могущих стать «точками роста»;
6) государственное регулирование социально-экономического развития регионов Крайнего Севера;
7) поддержка районов экологического бедствия, с демографическими и др. проблемами;
Оказание финансовой помощи регионам предполагается проводить в целях реализацииконституционных социальных гарантий.
По формам такой поддержки регионы разделены на два типа: «сильные» и «слабые». Для «сильных» предполагается оказывать содействие их самостоятельному развитию, укреплению и расширению налогооблагаемой базы. Для «слабых» регионов активная экономическая политика будет включать участие центра в программах структурной перестройки экономики регионов, испытывающих трудности, формирование условий для привлечения в них инвестиций, осуществления программ создания дополнительных рабочих мест с минимальными затратами.
Все годы переходного периода были годами усиления региональной дифференциации. «Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2000 года», выполненный Минэкономики РФ в 1996 году, предполагает двукратное усиление дифференциации уровня социально-экономического развития регионов к 2000-му году. Прогнозируется трехкратное увеличение численности группы регионов «крайне низкого уровня развития». Это говорит о том, чтоиспользуемые меры государственной региональной политики «не работают» и нуждаются в серьезной модернизации.
В 90-е год социально-экономическое положение ухудшилось в каждом регионе - субъекте Российской Федерации, усилилась региональная дифференциация, раскручивалась экономическая дезинтеграция страны. Недостаточная результативность проводившейся региональной политики,казалось бы,очевидна. Но, во-первых, отрицательный опыт - тоже результат. Во-вторых, начинать разработку и реализацию новой региональной политики теперь уже не приходится «с нуля». Специалисты подчеркивают, как минимум, три положительных момента, связанных с реализацией федеральной региональной политики 90-х: она способствовала:
1) формированию достаточно развитой нормативной базы региональной политики;
2) содействовала пониманию региональных проблем и способов их решения;
3)способствовала координации региональной политики субъектов Федерации и консолидации усилий регионов России по решению проблем территориального развития.
3. Проблемы совершенствования региональной политики
Для выявления истинного положения вещей в регионах трудно полагаться на официальную статистику. Она не предоставляет данных о действительном уровне доходов населения, действительных источниках существования миллионов бедствующих людей. В таких условиях нельзя проводить разумную социальную политику как в отношении отдельных групп населения, так и в отношении конкретных территорий.
Неудивительно, что общество с недоверием воспринимает меры по селективной поддержке регионов, часто расценивает их как поощрение центральной властью своих политических «любимчиков».
Отсутствие объективных критериев классификации регионов заставляет пользоватьсяразмытыми словесными характеристиками и группировками регионов. Так, в законах о федеральном бюджете на 1995-1996 гг. использованы понятия «нуждающиеся» и «особо нуждающиеся» регионы, а для расчета трансфертов применялись показатели «бюджетной обеспеченности». В 1996 г. стали активно использоваться группировки типа «доноры» и «реципиенты», а в законе о бюджете-97 фигурируют «группа 1», «группа II» и «группа III» (две первых - «северные» и «приравненные к северным» регионы, третья - все остальные).
Разумеется, любая группировка приемлема, если осуществляется по единому признаку и не претендует на роль универсальной характеристики. Но в соответствии с этими группировками осуществляется поддержка регионов! Предлагаются меры по «выравниванию»! Так, в программно-прогнозных материалах на 1996 год Минэкономики РФ выделены регионы с «относительно высоким уровнем развития», «выше среднего», «со средним уровнем», «ниже среднего», «с низким уровнем» и с «крайне низким уровнем». В основу заложена«комплексная оценка социально-экономического уровня развития регионов (в баллах)». По этой классификации в одной группе оказались регионы, в которых среднедушевой ВРП различается на 60% о, уровень безработицы - в 4 раза, обеспеченность местами в школах - более чем вдвое, продолжительность жизни - на 7 лет и т.д. Что же в таком случае предлагают выравнивать авторы материалов при проведении государственного регулирования регионального развития?
Экономя на оценке региональной ситуации, мы неизбежно способствуем неэффективному использованию ресурсов «поддержки».
Для получения рассматриваемой оценки необходим учет совокупности системных оценок:
· уровня и качества жизни всех групп населения региона;
· всех составляющих экономического потенциала территории;
· природно-ресурсного потенциала (в том числе в стоимостном выражении);
· финансового состояния территории (включая все средства федерального бюджета, «оседающие» в данном регионе);
· кризисных, чрезвычайных и др. аналогичных ситуаций и т.д.
Региональная аналитика - особый исамостоятельный предмет, носледует иметь в виду хотя бы то, что такаяпроблема существует и естьдостаточно интересные иполезные наработки в этой области.
Современная российская региональная политика реализуется в условиях децентрализации функций государства, становления региональной самостоятельности ирегионального самоуправления. Децентрализацию
государственной власти, передачу полномочий регионам нередко обозначают какфедерализм, включая в это понятие не только расширение полномочий в управлении развитием территорий субъектов федерации, но и развитие местного самоуправления. В других случаях говорят остановлении местного самоуправления, подразумевая под последним также и расширение прав субъектовРФ. Безусловно, процессы становления федерализма и местного самоуправления тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены. Невозможно развивать местное самоуправление, управляя регионами уровня субъектов федерации исключительно из федерального центра, лишив субъекты РФ полномочий по решению региональных проблем. В то же время логика становления федерализма требует распространения самостоятельности в решении определенной части региональных проблем на уровень местных сообществ. Имея в виду единство и неразрывность процессов становления федерализма (и расширения в этой связи полномочий, прав и ответственности субъектов федерации) и местного самоуправления, а также в целях удобства, мы используем термин "региональное самоуправление" дляобозначения обеих взаимосвязанных форм реорганизации региональных отношений.
Стремление к развитию регионального самоуправления и региональной самостоятельности обнаружилось на самых первых шагах социально - экономических реформ в нашей стране.Традиционная централизация управления региональным развитием не обеспечивала необходимых параметров территориального развития: сохранения и воспроизводства регионального потенциала, тормозила экономический рост, сдерживала повышение уровня жизни населения.
Это побуждало регионы к обособлению, региональной самостоятельности и, в чрезвычайных случаях (особенно проявившихся в национально-территориальных образованиях) - к сепаратизму. Реализация региональной самостоятельности на практике выразилась в различных формах так называемогорегионального, или территориального хозрасчета. В конце 80-х - начале 90-х годов проблемы регионального хозяйственного расчета широко обсуждались в печати, велись практические работы по внедрению хозрасчетных начал в управление региональным социально-экономическим развитием. Сегодня о региональном хозрасчете если и вспоминают, то как правило, как о неудачном широкомасштабном экономическом эксперименте, обреченном на провал. Как в период практического распространения регионального хозяйственного расчета, так и по прошествии времени особое неприятие в кругах экономистов-теоретиков вызывает термин "хозяйственный расчет", применяемый в региональном аспекте.
Мы не склонны считать термин "региональный хозрасчет" неприемлемым, учитывая расширенную трактовку категории "хозяйственный расчет"[48]. Вместе с тем, допуская терминологическое разнообразие в обозначении форм территориальной самостоятельности, самоуправления и самофинансирования, не исключая возможности использования термина "региональный хозрасчет", следуетпризнать, что предпринимавшиеся в рамках территориального хозрасчетапрактические шаги к реализации региональных самоуправленческих начал были неорганичны прежней политической и социально-экономической системе нашего общества,разрушали целостность административно-командной хозяйственной системы, базисные основы унитарного государства, каковым в действительности и была Россия. Вследствие этого многообразные инициативы регионов разных уровней по внедрению элементов региональной самостоятельности были обречены на провал. Более того, они явились одним из факторов, ускоривших развал прежней системы национального хозяйствования, всего социального государственного устройства.
Развитие регионального самоуправления сопряжено с подлинной демократизацией государственного устройства и децентрализацией хозяйственной жизни общества. Региональное самоуправление - это не самоизоляция регионов, не автаркия. В то же время это - не просто разделение государственной власти, передача отдельных государственных функций на места. Региональное самоуправление является системой власти, дополняющей федеральную систему территориального управления, или федеральную региональную политику, но не тождественную ей.
Прежде чем рассматривать конкретные формы и экономические аспекты становления регионального самоуправления, следует определиться в терминах "самоуправление", "региональное самоуправление".
Достаточно полное определение самоуправления дается в Большой советской энциклопедии: "Самоуправление, управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы, либо непосредственно (с помощью собраний, референдумов и т.п.). Основные признаки самоуправления - принадлежность власти населению или избирателям соответствующей территории, членам коллектива; самостоятельность в решении вопросов внутренней жизни; отсутствие органов, назначаемых извне"[49].
Необходимость становления регионального самоуправленияпредопределяется специфическими российскими условиями: обширной территорией, неравномерностью и чрезвычайным многообразием экономического потенциала, социокультурного развития, дифференциацией в качестве и объеме природных ресурсов, спецификой экологических проблем.
Формирование законодательных основ регионального самоуправления заметно продвигается вперед. Конституция России закрепила ее статус федеративного государства, конституционное закрепление получило местное самоуправление, принят закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принимаются уставы (конституции) субъектов федерации и "мини-конституции" районов, нормативные документы субъектов федерации по развитию местного самоуправления. Однако в деле становления новой региональной политики существует целый комплекс проблем, ждущих своего теоретического осмысления и практического решения. Среди них - проблемы расширения экономических функций и ответственности субъектов федерации и местного самоуправления. В последующих темах мы остановимся на анализе экономических основ становления конкретных форм регионального самоуправления. В целом же становление новой региональной политики представляется в виде следующей схемы:
Схема 1. Основные направления становления современной региональной политики в России
РАЗДЕЛ V. МЕГАЭКОНОМИКА.
Мегаэкономика - раздел общей экономической теории, в котором рассматриваются вопросы функционирования глобальной (всеобщей, всемирной) экономики.
Ãëàâà 1. Интернационализация хозяйственной жизни. Международная торговля. Международные валютно-финансовые отношения
Вопросы:
1. Интернационализация хозяйственной жизни. Мировое хозяйство.
2. Теории международной торговли и торговая политика. Россия в мировой торговле.
3. Международные валютно-финансовые отношения.
1. Интернационализация хозяйственной жизни. Мировое хозяйство.
Современный уровень развития экономических связей в мире позволяет говорить о формировании мирового хозяйства.
Мировое хозяйство - это всемирное геоэкономическое пространство, в котором осуществляется активное и свободное взаимодействие хозяйствующих субъектов, организаций, регионов и стран.
Мировое хозяйство - не простая сумма национальных экономик, а их единство, обусловленное тесным взаимодействием и взаимозависимостью.
Становление мирового хозяйства - результат длительного исторического развития. Некоторые исследователи видят истоки его в формировании межплеменных связей и считают, что вся экономическая история - это развитие процессов интернационализации хозяйственной жизни. Общепринятой точкой отсчета в формировании мирового хозяйства считают эпоху промышленного переворота и становления капитализма в европейских странах.
На протяжении значительной части ХХ века мировое хозяйство было расколото на две части: мировое капиталистическое (9/10 всей международной торговли) и мировое социалистическое хозяйство. В современных условиях мировое хозяйство представляет собой определенную целостность и основывается преимущественно на принципах рыночной экономики.
Главным фактором ускоренного развития современного мирового хозяйства является НТР (научно-техническая революция), так как развитие науки и техники и применение достижений НТП в экономике зачастую сдерживается национально-государственными границами и требует выхода на всемирные научные и экономические связи. Например, развитие космических исследований, создание вычислительной техники новых поколений, решение экологических проблем вызывает необходимость объединения усилий многих стран.
В связи с формированием мирового хозяйства и активным участием стран в мирохозяйственных связях появился термин “открытая экономика”.
Открытость экономики означает вовлеченность, интегрированность национальной экономики в мировое хозяйство, мировой рынок.
Открытая экономика - антипод замкнутого, автаркичного хозяйства, развивающегося “с опорой на собственные силы”. Открытая экономика означает разумную доступность внутреннего рынка страны для иностранных товаров, капитала, информации, рабочей силы.
В современных условиях степень открытости экономики рассматривается как условие эффективного ее развития. Имеются в виду следующие преимущества открытой экономики:
· углубление специализации и кооперации производства, способствующее рациональному распределению ресурсов мирового хозяйства;
· распространение мирового опыта и научно-технических достижений через систему международных экономических отношений;
· формирование конкурентной среды за счет международной конкуренции.
Открытая экономика не может означать абсолютное отсутствие экономических границ, бесконтрольность и вседозволенность во внешнеэкономических связях. Открытость должна строиться на началах разумности, эффективности, национальной экономической безопасности.
Для определения степени открытости используют показатель экспортной квоты. Он исчисляется как отношение экспорта страны к величине ВВП и выражаются в процентах.
В современных странах величина экспортной квоты различается: для Нидерландов она составляет 45 %; для Канады - 28 %, для ФРГ - 27 %, для США - 11 %. Степень открытости экономики считается приемлемой, если уровень экспортной квоты не меньше 10 %.
Экономика СССР носила преимущественно закрытый характер. Она была “самодостаточной”, экспортная квота составляла 7-8 %. В 1995 году экспортная квота России составила примерно 25 %. Однако, это не является признаком эффективной открытости отечественной экономики. Это - скорее псевдооткрытость. Она - следствие шоковой либерализации внешней торговли. Доступность внутреннего рынка страны и товаров национальных производителей внешнему миру в условиях низкой конкурентоспособности отечественной экономики несет угрозу национальной безопасности, сковывает возможности стабилизации экономики России.
Экономической основой мирового хозяйства является интернационализация производства.
Интернационализация производства означает развитие таких организационно-экономических форм, которые связывают производство одних стран с потреблением их результатов в других странах.
Интернационализация производства осуществляется в форме специализации отдельных стран в производстве определенных видов товаров и услуг. Международная специализация производства создает основу для формирования международного разделения труда,то есть специализации и кооперирования стран в производстве товаров и услуг.
Часто специализация опирается на особые благоприятные природно-климатические условия, ресурсы, которыми располагает данная страна. На индустриальной стадии важным фактором специализации является уровень промышленного развития, технического прогресса.
Различают следующие виды международной специализации производства:
3) технологическая (осуществление отдельных технологических процессов: сборка, сварка, окраска и т.п.).
Специализация порождает необходимость в кооперировании производства.
Международное кооперирование производства - это формирование устойчивых производственных связей между специализированными фирмами и организациями разных стран.
Международное кооперирование производства осуществляется в форме производственно - технологического партнерства и предполагает осуществление совместных программ на основе договоров о сотрудничестве или создание совместных производств.
В мировом хозяйстве формируется особая система экономических отношений- международные экономические отношения.
Международные экономические отношения осуществляются в следующих конкретных формах:
1) международная специализация и разделение труда;
2) международная торговля товарами и услугами;
3) международное движение капиталов;
4) международная миграция рабочей силы;
5) международные валютно-финансовые отношения;
6) международная экономическая интеграция.
2. Теории международной торговли и торговая политика. Россия в мировой торговле.
Наиболее развитой формой международных экономических отношений является международная торговля.
Международная торговля - система товарообменных сделок, совершаемых в мировом хозяйстве.
Понятие мировой торговли используется и в болееузком значении, трактуется как внешняя торговля отдельно взятой страны,то есть перемещение товаров и услуг за пределы государственных границ.
Ввозимые товары (импорт) и вывозимые товары (экспорт) составляют внешнеторговый оборот.
Разница между стоимостью национального экспорта и импорта образует торговый баланс. Если импорт больше экспорта, торговый баланс отрицателен, говорят, что страна имеет дефицит торгового баланса. Если страна вывозит больше товаров и услуг, говорят о положительном или активном торговом балансе.
Внешнеторговая политика является одним из важных направлений государственного экономического регулирования. Существуют два диаметрально противоположных принципа внешнеторговой политики: свобода торговли (фритредерство) и ограничение внешней торговли (протекционизм). Во внешнеторговой политике современных стран эти принципы используются в противоречивом единстве. Вместе с тем ведущую роль играет принцип свободной торговли.
Впервые в истории экономической мысли принцип свободной торговли был обоснован А. Смитом в его “Богатстве народов”. Он доказывал необходимость и выгоду свободной торговли в случае, если страна имеет абсолютные преимущества. Смит отмечал, что следует экспортировать из страны те товары, издержки на производство которых в ней меньше, чем в других странах, и ввозить те товары, издержки на производство которых выше.
Взгляды Смита были дополнены и развиты Д. Рикардо и имеют значение для обоснования выгоды международной торговли в современных условиях. Д. Рикардо сформулировал теорию сравнительных издержек (сравнительных преимуществ).
Выгода международной торговли имеет место и в том случае, если национальное производство одного товара требует больших затрат труда, нежели его импорт, а национальное производство другого товара требует меньших затрат, чем его приобретение на мировом рынке. В этом случае выигрывают обе стороны: и данная страна, и остальной мир[50].
Рассмотрим принцип сравнительных издержек на условном численном примере. Предположим, страны Х и Y могут производить товары двух видов: А и Вв количествах, представленных графиками производственных возможностей, обозначенных жирными линиями на рисунках 1 и 2.
Рисунок 77.Сравнительное преимущество и выигрыш от внешней торговли страны Х
Рисунок 78.Сравнительное преимущество и выигрыш от внешней торговли страны Y
Страна Х может произвести максимально 50 единиц товара А или 25 единиц товара В. Страна Y максимально может произвести 40 единиц товара А или 100 единиц товара В.