Региональная экономика изучает явления и процессы, связанные с нормированием, использованием и развитием ограниченногохозяйственного и финансовогопотенциала территорий вцелях обеспечениястойчивого, сбалансированного, социально ориентированногоразвития регионов.
Региональная экономика является наукой, которая позволяет срабатывать эффективные рекомендации по управлению экономикой региона.
2. Государственное регулирование территориального развития. Региональная экономическая политика государства
Отечественные и зарубежные исследования регионалистов показывают, чтообеспечение территориального развития требует активного государственного регулирования. Причем, чем больше масштабы государства, тем более разнородны его регионы по экономическим, экологическим, социальным, политическим параметрам. Устойчивость, сбалансированность и социальный прогресс, в конечном счете, целостность государства нереальны при наличии глубоких региональных диспропорций, при соседстве относительно процветающих и безнадежно депрессивных регионов. Поэтому региональная политика государства - это прежде всего средство сглаживания территориальных диспропорций, приводящих к территориальной дезинтеграции страны.
Территориальные различия естественны, более того, они являются необходимым условием экономического и социального развития. Формируя условия межрегиональной конкуренции, территориальные различия способствуют повышению эффективности размещения производства, оптимизируют структуру расселения и рынков труда.
Однако, стихийное саморазвитие зачастую приводит к территориальным различиям, которые приходится признавать аномальными, нежелательными. Они обусловливают массовую миграцию, политические выступления, порождают сепаратистские устремления.
Аномально высокая территориальная дифференциация- характернаячерта современнойроссийской действительности. Так, в 1995-1996 годах существовали следующие различия между отдельными субъектами Федерации:
· продолжительность жизни различалась на 17 лет у мужчин и на 12 лет у женщин;
· доля пенсионеров в населении различалась в 3,5 раза,
· среднемесячные доходы населения различались в 14,
· средняя оплата труда с учетом социальных выплат - в 1 1,5,
· стоимость набора девятнадцати основных продуктов питания - в 4,2 раза,
· отношение этой стоимости к средней заработной плате - в 7,3 раза,
· разница между покупательной способностью населения (отношения среднедушевых доходов к региональному прожиточному уровню) в 1996 году была шестикратной и продолжает расти,
· более чем в 10 раз различаются показатели официально зарегистрированной безработицы;
· в «разы» отличаются субъекты Федерации по насыщенности дорогами, развитию систем связи, энерго-, топливо-, и водоснабжению,
· то же относится и к социальной инфраструктуре, к потреблению населением социальных услуг.
В условиях отсутствия единого рыночного пространства, слабости всех государственных институтов идет стихийное рассечение страны на атомарные образования, нередко с антагонистическими интересами. По большинству параметров наиболее резко начинает выделяться Москва как уникальный финансовый и социальный центр.
Традиционно главной движущейсилой «самовыравнивания»территориального развития быласоциальная мобильность населения. Люди сами снижали социальную нагрузку на худшие территории, переселяясь в более благоприятные места. Классическим примером в этом отношении являются США. Но, вопреки расхожему мнению, русские «всегда были легки на подъем», иначе не состоялось бы самостоятельное заселение огромных пространств России. В настоящее время «голосование ногами» теряет свою прежнюю значимость как фактор «саморегулирования». Основная часть населения неблагополучных регионов не имеет финансовых возможностей переезда из депрессивных территорий: переезд семьи из 3-х человек на расстояние в 1000 км потребует He менее 500 минимальных зарплат. Кроме того, ни в одном регионе переселенцев не ждут как необходимую рабочую силу.
Столь же маловероятно и направление частных инвестиций в депрессивные регионы: спад экономики в них формирует плохие ожидания прибылей. Отсюда яснанеобходимость государственного регулирования регионального развития. Более типично сейчас обозначение государственного регулирования территориального развития как проведениерегиональной политики государства.
Региональная политика государства в широком смысле слова - это правовая, экономическая и социальная деятельность центральных и региональных властей по оптимизации взаимодействия Федерации и регионов для обеспечения устойчивого, сбалансированного и социально ориентированного развития регионов.
С учетом того, что наше государство многоуровневое, регулирующие воздействия могут быть также многоуровневыми и осуществляться:
· федеральным центром;
· органами субъектов Федерации;
· местными органами.
В силу того что Конституция РФ закрепила самостоятельность местного самоуправления, государственное регулирование и государственную региональную политику следует рассматривать в федеральном и субфедеральном уровнях. Остановимся первоначально на федеральном уровне региональной политики, или, иначе говоря региональной политике Центра.
Федеральная региональная политика представляет собой систему намерений и действий, позволяющих реализовать общенациональные интересы в отношении регионов.
Проведение федеральной региональной политики необходимо осуществлять с учетом того, чторегионы - не только объекты, но и реальные субъекты реформ, имеющие специфическиерегиональные интересы, далеко не всегда тождественные общегосударственным. В отличие от последних, региональные интересы, которые в нормальных условиях, прежде всего, ориентированы на стабильноевоспроизводство и приумножение социального (в том числе национально-этнического), природноресурсного и экологического, демографического, хозяйственногопотенциала региона.
Поскольку поддержка конкретного субъекта Федерации, с одной стороны, полезна для всей Федерации, а, с другой, она идет, по крайней мере частично, за счет прочих субъектов Федерации,федеральная региональная политика должна быть результатом решений всей Федерации, всех ее субъектов, а не одного лишь Центра.
В Правительственных Программах 90-х годов региональная политика занимает довольно значительное место. Проследим эволюцию их регионального аспекта.
Раздел «Региональный аспект реформы» содержался уже в «Программе углубления экономических реформ» (1992-1995 гг.). В ней указывалось, что региональная политика призвана ослабить внутренние социальные напряжения, сохранить целостность и единство страны. В экономической сфере ставилась цель рационального использования многообразия экономических возможностей регионов, объективных преимуществ территориального разделения труда и экономической кооперации регионов.
Крометрадиционных стратегических задач, таких как:
· реконструкция экономики старопромышленных районов,
· преодоление депрессивного характера АПК Нечерноземья, Южного Урала, Сибири и Дальнего Востока;
· создание условий для возрождения малочисленных народов;
· развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем и т.п. были сформулированыновые задачи региональной политики:
· переспециализация новых приграничных районов, создание здесь новых рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры;
· стимулирование развития экспортных зон, формирование свободных экономических зон, технополисов и региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки;
· осуществление региональных программ создания новых экономических форм, адаптированных к местным условиям (приватизация, аграрная реформа, рыночная инфраструктура и т.д.).
В Программе предусматривалсяперенос центра тяжести с административных регуляторов на экономические. В качестве форм прямого участия предусматривались:
1) региональные программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных средств;
2) осуществление особо важных структурообразующих инвестиционных проектов;
3) размещение заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд.
Однако преобладающей формой государственного экономического регулирования территориального развития должно было стать финансовое, денежно-кредитное, налоговое регулирование. В примерныйперечень экономических регуляторов были включены:
· создание специальногофонда регионального развития (его источником предполагалась дифференциальная рента, частично изымаемая у предприятий и регионов, использующих благоприятные природные и географические факторы, эффект прежних государственных инвестиций);
· стимулирование привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций в регионы за счет налоговых льгот, льготных кредитов и т.п.;
· введение ускоренной амортизации для предприятий, расположенных в регионах со сложными условиями и т.д.
Для осуществления региональной политики, согласованной на всех уровнях, Программа предусматривала разработкуКомплексного прогноза развития и размещения производительных сил Российской Федерации на период до 2000 года.
Программа создавалась в ситуации, когда угроза дезинтеграции России была весьма реальной, а правовые нормы общероссийского рынка еще отсутствовали. Поэтомузадачей-минимумом ставились:
· сохранение внутреннего рынка, общей денежно-кредитной системы, единства ключевых инфраструктурных сетей.
· недопущение введения регионами явочным порядком одноканальной системы налогообложения,
· недопущение полной децентрализации экономического механизма природопользования,
· содействие снятию ограничений межрегионального движения товаров и услуг, капиталов и труда,
· недопущение отказа от поставок продукции другим регионам и иных подобных шагов.
Программа поддержала инициативу «снизу» по созданию региональных и межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия, по разработке и осуществлению совместных программ по возрождению малых городов. заповедных зон и т.п.