Процентная политика является важнейшим инструментом кредитного регулирования: она применяется с середины XIX века. Возникновение этого метода денежно-кредитной политики связано с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства.
Процентная политика проводится путем установления и пересмотра официальной процентной ставки двух основных видов: ставки по редисконтированию (переучету ценных бумаг) и ставки по рефинансированию (кредитованию банковских учреждений).
Изменяя ставки по рефинансированию и редисконтированию, Центральный банк влияет на величину денежной массы, регулирует спрос коммерческих банков на кредит. Повышение официальных учетных ставок затрудняет для коммерческих банков получение кредитных ресурсов, что сдерживает их возможности расширения операций с клиентурой. Официальные процентные ставки оказывают косвенное влияние на рыночные процентные ставки, определяемые коммерческими банками самостоятельно, в соответствии с конъюнктурой рынка кредитных ресурсов.
Размер процентных ставок Центрального банка не всегда должен изменяться в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок коммерческих банков. Возможно отклонение от нее в ту или иную сторону. Наряду с этим установление Центральным банком уровня официальных ставок процента является для коммерческих банков одним из главных ориентиров, характеризующих основные изменения политики Центрального банка в контроле за динамикой денежной массы.
При проведении сдерживающей инфляцию политики Центральный банк поднимает уровень официальной ставки; ужесточает условия учета и переучета векселей:
Наибольшей популярностью учетная политика пользовалась в конце XIX - начале XX в.в. В 30-х годах нашего столетия Центральные банки проводили рекомендованную Кейнсом политику низких процентных ставок и обильного кредитования. Так, в Англии в 1932 - 1951 г.г. учетная ставка сохранялась на уровне 2%, в США с 1937 по 1948 гг. – 1%.
В условиях высокой инфляции 90-х годов Центральный банк РФ проводил линию на ужесточение ставок рефинансирования. Учитывая замедление в 1996-1997 гг. темпов инфляции, Банк неоднократно изменял ставку рефинансирования, снизив ее со 160 до 21 процента. В конце 1997 года в условиях высоких инфляционных ожиданий, связанных с предстоящей деноминацией, ЦБ РФ поднял ставку рефинансирования до 28%. 2 февраля 1998 произошло еще одно повышение ставки рефинансирования - уже до 42%. Текущая ставка рефинансирования (на 12.04.98) установлена на уровне З0% годовых.
В современных условиях рефинансирование коммерческих банков Центральный банк РФ осуществляет посредством так называемых ломбардных кредитов, то есть кредитов под залог государственных ценных бумаг (ГКО/ОФЗ). Эта мера позволяет поддерживать необходимый уровень ликвидности и стабильности банковской системы.
Представим в таблице рекомендации по применению инструментов кредитно-денежной политики.
Политика дешевых денег
(спад, безработица)
Политика дорогих денег
(инфляция)
1. Скупка государственных ценных бумаг Центральным банком
1. Продажа государственных ценных бумаг Центральным банком
2. Снижение нормы обязательных резервов
2. Увеличение нормы обязательных резервов
3. Снижение учетной ставки Центрального банка
3. Повышение учетной ставки Центрального банка
Интерпретация стимулирующей денежно-кредитной политики может быть представлена следующими графиками
Рисунок 70. Меры Центрального банка по увеличению денежного предложения приводят к снижению процентной ставки коммерческих банков.
Снижение процентной ставки вызовет рост инвестиционной активности на величину
DI=I1-I2
Рисунок 71. Рост инвестиций при снижении процентной ставки
Рост инвестиций означает увеличение совокупного спроса на величину Л1, что вызовет мультипликационное увеличение объема национального производства на величину DY=Y2-Y1.
Рисунок 72. Рост инвестиций при увеличении совокупного спроса.
В условиях финансовой стабилизации, снижения темпов инфляции в Российской Федерации важнейшей задачей денежно-кредитной политики становится преодоление спада, увеличение инвестиций в национальную экономику, стимулирование деловой активности. Значит, следует ожидать применения инструментов политики дешевых денег. Однако она должна применяться гибко, с тем, чтобы не повлечь очередной всплеск инфляционных процессов.
БЮЛЛЕТЕНЬ БАНКОВСКОЙ СТАТИСТИКИ № 1(56)
Таблица 18. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации
Ãëàâà 9. Современные макроэкономические проблемы и концепции
Вопросы:
1. Кривая Филлипса. Стагфляция
2. Современные макроэкономические концепции
1. Кривая Филлипса. Стагфляция
В конце 50-х годов английский экономист А.Филлипс на основе анализа статистики за 100 лет обобщил связь между нормой безработицы и ставками заработной платы в Великобритании. Он выявил, что, когда безработица опускается ниже естественного уровня, наблюдается быстрый прирост заработной платы и наоборот.
В дальнейшем, с учетом сильной корреляционной зависимости между ростом зарплаты и ценами, данная зависимость была переформулирована П.Самуэльсоном и Солоу как обратная зависимость безработицы и темпов роста цен (инфляции). Это совпало с положением кейнсианской теории о том, что инфляция может быть высокой только при незначительном уровне безработицы.
Кривая Филлипса хорошо подтверждалась эмпирическими исследованиями 50-х - 60-х годов. По мере роста производства и сокращения безработицы, в большинстве развитых стран наблюдался рост цен, а снижение темпов инфляции сопровождалось увеличением безработицы.
Рисунок 73.Кривая Филлипса
При разновременном возникновении инфляции и безработицы кейнсианские рекомендации по государственному экономическому регулированию срабатывали достаточно эффективно.
Но в 70-е годы экономика капиталистических стран столкнулась с новым явлением - стагфляцией, то есть инфляцией, развивающейся на фоне экономического спада и растущей безработицы. Возникновение стагфляции экономисты связывали с шоковыми срывами предложения, чему содействовали следующие факторы:
· шоковый рост цен на энергоносители в результате мер ОПЕК;
· снятие контроля над ценами и зарплатой, введенного правительствами демократов;
· опережающий рост заработной платы по сравнению с производительностью труда и др.
Задание! К семинарскому занятию продумать причины стагфляции (шокового сокращения предложения) в российской экономике.
Было выведено, что традиционные кривые Филлипса справедливы только для краткосрочных периодов. Инфляция предложения обусловливает сдвиг кривой Филлипса вправо. В долгосрочном периоде появляется семейство кривых Филлипса.
2. Современные макроэкономические концепции
Кейнсианские макроэкономические принципы господствовали в практике регулирования экономики развитых капиталистических стран до 70-х годов. Модели кейнсианского креста и другие математические интерпретации его теории рассматривались как общепринятые в обучении экономической теории. Для прогнозирования макроэкономических тенденций и выработки мероприятий по государственному регулированию экономики использовались большие макроэкономические модели, концептуально опиравшиеся на подходы Кейнса.
Особенности экономического развития западных стран в 70-е годы заставили критически переосмыслить принципы и рекомендации Кейнса и его последователей. Кейнсианская теория и рекомендации оказались неприемлемыми в сложившихся условиях стагфляции. Прежнее единство во взглядах на макроэкономические проблемы было разрушено.
Вместе с тем макроэкономика получила новый импульс к развитию. Оформились новые самостоятельные направления научных исследований, были выработаны новые подходы к анализу и предложены полезные рекомендации по преодолению негативных явлений в экономике.
Рассмотрим важнейшие, альтернативные кейнсианству, макроэкономические концепции. Главной альтернативой кейнсианству стал монетаризм. Возникновение монетаризма восходит к 50-м годам, когда группа ученых Чикагского университета во главе с Милтоном Фридменом выступила с критикой кейнсианства.
Как правило, монетаризм рассматривают как вариант денежной теории. Действительно, исследования в области теории денег - наиболее значимый вклад монетаризма в развитие современной макроэкономической теории.
Но принципиальное отличие монетаризма от кейнсианства - в том, что монетаристы, реставрируя классические подходы, утверждают, что государственное регулирование экономики разрушает способность рыночной экономики к саморегулированию. Они считают допустимыми лишь косвенные формы воздействия на экономику, прежде всего, посредством денежно-кредитной политики Центрального банка.
Как известно, кейнсианцы рассматривают в качестве наиболее эффективной формы макроэкономического регулирования финансовую (фискальную) политику, авлияние денежно-кредитной политики считают менее эффективным, опосредованным воздействием ставки банковского процента на величину инвестиций. Последние, являясь элементом совокупного спроса порождают изменение равновесного объема национального производства.
Рисунок 74.Кейнсианский взгляд на денежно-кредитную политику
Монетаристы считают денежное предложение единственным фактором, определяющим уровень производства, занятости и цен. Они полагают, что рост денежного предложения непосредственно влияет на все составляющие совокупного спроса.
Рисунок 75. Монетаристский взгляд на денежно-кредитную политику
По мнению монетаристов, если государство будет строго контролировать предложение денег, не допускать резких колебаний в объеме денежной массы, то стабильность экономического развития будет обеспечена.
Рассматривая денежно-кредитную политику в качестве сильного инструмента влияния на макроэкономическое равновесие, М.Фридмен и другие монетаристы считают, что правительство не должно использовать ее в качестве меры макроэкономической стабилизации. Они считают, чтодискретная денежно-кредитная политика неэффективна из-за временных лагов. К примеру, сокращение денежного предложения как антиинфляционная мера, может обусловить снижение совокупного спроса в тот период, когда требуются уже меры противоположного порядка - по стимулированию экономики.
Монетаристы предлагают правительствам соблюдать так называемое
“монетарное правило” - поддерживать постоянный темп роста денежной массы.
Рационально, по их мнению, обеспечивать устойчивый рост денежного предложения на 3-5% в год. Постоянно растущее денежное предложение обусловливает расширение совокупного спроса и стабильный экономический рост.
Рекомендации монетаристов стали применяться на практике в капиталистических странах в начале 80-х годов. Наиболее последовательно они использовались в США и Великобритании в системе мер рейганомики и тетчеризма. Результатом явилось сокращение темпов инфляции. Однако с помощью проводившейся политики не удалось решить многие сложные проблемы: справиться с бюджетным дефицитом, обеспечить выполнение социальных программ и т.п.
Монетарное регулирование возможно лишь при определенных условиях. Денежно-кредитная политика предполагает наличие развитого финансового рынка и его институтов, таких как банки и финансово-кредитные учреждения; фондовые биржи и внебиржевой рынок ценных бумаг; разнообразные формы кредитных денег: депозиты, векселя; курс национальной валюты, отражающий ее покупательную способность.
Учитывая отсутствие или недостаточное развитие вышеперечисленных институтов финансового рынка в отечественной экономике, многие аналитики считают неприемлемыми меры денежно-кредитной политики и другие рекомендации монетаристов для экономической стабилизации в нашей стране.
Даже в развитом рыночном хозяйстве монетарная политика имеет ограниченный диапазон применения: в основном, она используется для борьбы с инфляцией при отсутствии глубокого спада в экономике и относительно стабильном курсе национальной валюты.
Сокращение денежной массы обусловливает падение покупательского спроса населения. При умеренной инфляции это приводит к стабилизации цен и незначительному спаду производства. Но в условиях галопирующей и, тем более, гиперинфляции сдерживающая монетарная политика грозит глубоким спадом в экономике.
Спад производства в России за годы реформ по своим масштабам и продолжительности превысил все известные в истории кризисы мирного времени, включая Великую депрессию 1929-1933 г.г. При общем падении производства более чем на 40 % в ведущих отраслях экономики: машиностроении, промышленном строительстве, легкой и пищевой промышленности производство сократилось в 4-5 раз.
Известный отечественный экономист Н.Шмелев считает, что это - следствие “сознательно проводившейся в 1992-1995 г.г. политики резкого сокращения денежной массы и платежеспособного спроса. За эти годы цены в стране выросли примерно в 8,5 тыс. раз, количество же наличных и безналичных денег в обороте увеличилось в 230 раз.”[40] “... действием этого фактора можно объяснить до 57% общего объема падения производства.”[41]
В известном учебнике по экономической теории П.Хейне “Экономический образ мышления” указывается: “Монетаристские меры имеют довольно узкий диапазон применения (не годятся в условиях спада) и не всегда достигают цели. Монетаристская концепция имеет антисоциальную направленность, ставит во главу всего деньги, их добывание, утверждает социальный эгоизм”.
В 1976 г. М.Фридмен получил Нобелевскую премию в области экономики, но в 80-е годы рекомендации монетаристов перестали давать надлежащий эффект, что обусловило волну критики со стороны экономистов и политиков.
В последние десятилетия в западных странах получило развитие новое классическое направление экономическое теории, которое обозначило себя как “теория рациональных ожиданий”.
Суть теории рациональных ожиданий (ТРО) сводится к следующим основным положениям:
· потребители, предприниматели и рабочие понимают, как функционирует экономика, они способны оценить будущие результаты политических и других изменений и ведут себя в соответствии с принципами рациональности так, чтобы извлечь из этого максимум выгоды (иметь минимум потерь);
· когда люди реагируют на ожидаемые результаты стабилизационной политики, эффективность ее сводится к нулю. Поэтому сторонники ТРО выступают против проведения дискретной бюджетной или денежно-кредитной политики.
Рассмотрим принципы ТРО на примере политики дешевых денег. Пусть в целях увеличения объемов производства и занятости правительство намерено увеличить денежную массу. Если правительство заблаговременно оповестило население о необходимости проведения экспансионистской денежно-кредитной политики, то экономические агенты, опасаясь инфляционных потерь, предпримут защитные меры:
· рабочие будут требовать повышения заработной платы;
· фирмы - повышать цены на выпускаемую продукцию;
· кредиторы - поднимать уровень процентной ставки.
Денежный импульс в этих условиях вызовет лишь пропорциональное увеличение цен и заработной платы, а реальный национальный доход и занятость останутся на прежнем уровне. Другими словами, эффективность денежно-кредитной политики будет близка к нулю.
Среди наиболее популярных макроэкономических концепций в последние десятилетия также рассматривают теорию экономики предложения. Ее сторонники считают, что кейнсианство не может справиться с проблемой стагфляции потому, что придает ключевое значение совокупному спросу. Действительно, в кейнсианской теории производственные издержки и совокупное предложение играют пассивную роль.
Известно, что, согласно кейнсианству, важнейшим направлением государственного регулирования является бюджетно-налоговая политика. Так, более высокий уровень налогов сокращает покупательную способность и совокупный спрос, следовательно, имеет антиинфляционный эффект.
Приверженцы теории экономики предложения убеждены, что большая часть налогов в конечном счете трансформируется в издержки предпринимателей и перекладывается на потребителей через цены. Налоги ускоряют инфляцию издержек.
Сторонник теории экономики предложения Артур Лаффервывел, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с прежними, или даже большими налоговыми поступлениями. Его концепция интерпретируется “кривой Лаффера” - моделью, указывающей на взаимосвязь между налоговыми ставками и суммарными налоговыми доходами государства.
На рисунке представлено, что до точки М возрастание налоговой ставки способствует увеличению поступлений налогов в бюджет. Но дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к снижению стимулов деловой активности, а также к стремлению уклониться от уплаты налогов. В результате суммарные налоговые поступления снизятся.
Рисунок 76. Кривая Лаффера
Определение оптимальной ставки налогообложения - сложная задача экономического анализа и налоговой политики.
Рекомендации теории экономики предложения использовались администрацией Р.Рейгана для стабилизации американской экономики.
В условиях стагфляции 70-х - 80-х годов для нормализации экономики применялся “коктейль” мер, с одной стороны, направленных на сдерживание роста денежной массы, а с другой - на расширение предложения вследствие сокращения налоговых ставок. Последнее обстоятельство привело к увеличению бюджетного дефицита и росту государственного долга, что, вкупе с высокими процентными ставками, содействовало высокой инфляции и росту безработицы. Однако в дальнейшем темпы роста цен замедлились, а безработица постепенно рассосалась. Тем не менее такой путь избавления от стагфляции является слишком тяжелым.
Альтернативой неоклассическому подходу борьбы со стагфляцией может быть использование системы мер воздействия на кривую совокупного предложения:
· целевое финансирование и кредитование;
· селективная поддержка отраслей;
· протекционистские меры;
· элементы политики доходов.
Такие меры обусловливают меньшие социальные издержки.
Представляется. что преодоление спада российской экономики требует внимательного изучения разнообразных подходов к макроэкономической стабилизации. Наш опыт макроэкономического регулирования 90-х годов показал применимость монетарной политики дорогих денег для обуздания инфляции и низкую эффективность монетаристских мер для преодоления экономического спада. Проведение антициклической политики в современных условиях России требует большего внимания к мерам, стимулирующим спрос и предложение в национальной экономике, их гибкого применения и динамичной тонкой настройки.
Ãëàâà 10. Введение в региональную экономику. Региональная экономическая политика в российской федерации
ВОПРОСЫ:
1. Предмет и задачи курса «Региональная экономика». Территориальное развитие и региональная экономика
2. Государственное регулирование территориального развития. Региональная экономическая политика государства
Предмет, цели и задачи курса «Региональная экономика», ее связь с другими дисциплинами.
Вклад отечественных и зарубежных ученых в разработку теории региональной экономики.
Территориальное развитие и региональная экономика. Государственное регулирование территориального развития; необходимость, цели и механизмы.
Регион как субъект и объект региональной экономической политики Российской Федерации.
Правительственные программы региональной экономической политики 90-х годов: содержание и результативность.
1. Предмет и задачи курса «Региональная экономика». Территориальное развитие и региональная экономика
Доминантой современного развития нашей страны, наряду с переходом к рыночному хозяйствованию, является утверждение нового порядка отношений между федеральным центром и регионами, заметное расширение прав н ответственности территорий в решении собственных социально-экономических и других проблем.
Каждый гражданин России все в большей мере ощущает себя как «Homo regionalius», испытывает как в быту, так и в профессиональной деятельности свою зависимость от условий территориального развития, от того, в каком регионе он живет и работает.
Значительно изменились задачи и функции работников региональных органов власти. Прежняя ориентация на скрупулезное выполнение установок вышестоящих инстанций, Центра не является гарантией успеха дела, которому служат управленцы. Для принятия эффективных управленческих решений необходимо основательное знание:
a) местных проблем,
b) отечественного и зарубежного опыта управления региональными социально-экономическими процессами,
c) научных достижений в области регионального анализа и управления
С учетом этого во многих вузах страны, прежде всего, в региональных филиалах академии госслужбы, в соответствии с государственным образовательным стандартом вводится курс «Региональная экономика». К сожалению, по курсуотсутствуют не только учебно-методические пособия, но и типовая программа. Предлагаемый нами вариант структуры курса был утвержден в Северо-западной Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Ряд исследователей считают региональную экономику разделом экономической географии или аналогом отраслевых экономик (экономики сельского хозяйства, экономики промышленности). Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой региональная экономика является ветвью общей экономической теории, относящейся к разделу «Мезоэкономика», то есть рассматриваем региональную экономику как часть крупную подсистему национальной экономики (Макроэкономики).
Курс методологически опирается на основы экономической теории и органически связан с конкретными экономическими дисциплинами, такими как экономическая география, менеджмент, маркетинг, финансы и кредит, экономика отраслей, статистика и др.
Целью темы является изучение системы экономических условий территориального развития. Позднее мы укажем на нетождественность территориального развития и роста экономического потенциала регионов. Однако, в большинстве случаев, благоприятное региональное развитие опирается на растущую экономику регионов.
Задачами темы являются:
· выявление экономических условий становления федерализма и местного самоуправления в Российской Федерации;
· анализ региональной экономической политики России 90-х годов;
· рассмотрение условий становления региональной собственности и региональные аспекты приватизации государственной собственности;
· анализ финансовых проблем регионального развития: вопросов становления бюджетного и налогового федерализма, формирования местных бюджетов;
· исследование форм и методов регулирования региональной экономики в условиях становления рыночного хозяйствования и регионального самоуправления.
За рубежом известны работы таких специалистов в области региональной экономики как Вигман Ф., Изард У., Перлофф Г., Ричардсон X. и др., ряд этих работ переведены на русский язык. На наш взгляд, непосредственное использование разработок зарубежных исследователей для выработки рекомендаций по региональной экономике затруднено: все они ориентированы на условия развитого рыночного хозяйства, "привязаны" к специфике национальных государственных отношений, построены на основе сложившейся системы региональной статической отчетности.
Представляется проблематичной целесообразность простого копирования зарубежного опыта в российской региональной экономике.
Рассмотрение региональных экономических проблем требует уточнения понятия "регион". В советской экономической науке понятие «регион» было введено академиком Н. Некрасовым. Существует много точек зрения на это понятие. По-латыни "regio" - страна, область. В этом смысле чаще всего "регион" отождествляют с некоторой абстрактной территорией, частью территориального пространства страны, не выделяя каких-либо факторов, кроме пространственного.
В некоторых случаях под регионами подразумевают крупные экономические районы, то есть группу соседних административно- и национально-территориальных образований, таких как Урал, Западная Сибирь, Дальний Восток, Север и т.п. В других - субъекты федерации: края, области, автономии. В третьих - районы, города, городские районы в крупных городах, села и т.д.
В монографии классика американской региональной экономики У.Изарда "Методы регионального анализа" регион характеризуется как открытая экономическая единица в пределах данного государства[42]. Социальное управление. Словарь. /Под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенкова. - М., Изд-во МГУ, 1994. - С. 134:
«В настоящее время понятие «регион» широко трактуется в научных исследования и повседневной практике. В узком смысле под регионом понимается относительно самостоятельная часть, подсистема единого народнохозяйственного комплекса страны, выделившаяся в процессе территориального разделения труда.»
«В соответствии со ст.3 Устава Ассамблеи Европейских регионов термин «регион» относится к уровню правительства, следующего сразу после центрального, с политическим представительством, гарантированным существованием выборного Регионального Совета или, при его отсутствии, ассоциацией или органом, учрежденным на региональном уровне местными властями на следующем за ними более высоком уровне.»
Обоснованной представляется точка зрения, выраженная в коллективном труде "Системное регулирование территориального развития: экономико-правовой аспект"[43] По мнению авторов монографии,
регион есть часть экономического, социального, природно-ресурсного, экологического, культурно-исторического, собственно пространственного потенциала государства в границах властно установленных административно - территориальных единиц, имеющих управленческие структуры, призванные обеспечить интересы регионального развития.
Подобный подход к определению понятия "регион" используется и в работах ведущих специалистов по региональным социально-экономическим проблемам.[44]
Опираясь на этот методологический подход, мы будем рассматривать в составе регионов следующие уровни территориальных образований:
1) регионы областного уровня (субъекты федерации), т.е. республики, края, области, города федерального значения;
2) сельские районы, города, городские районы в крупных городах, сельские поселения и объединения последних, то есть то, что принято называть «муниципальные образования».
Именно им в наибольшей мереприсуща целостность, нарастающее единство экономических, социальных, демографических и иных процессов. Эти регионынаделены определенным юридическим статусом, они обладают определенными правомочиями в сфере власти и управления,имеют органы власти и управления.
Выделенные уровни региональных образований существенно отличаются по пространственным масштабам, степени замкнутости воспроизводственных экономических, социальных, демографических и экологических процессов. Однако, преобразования территориальных социально-экономических отношений, происходящие сегодня в России, имеют в значительной степени схожие черты и проявления на указанных уровнях региональной структуры государства.
Понятие«региональная экономика» в управленческой практике чаще всего используется в значении «хозяйство региона», то есть совокупность региональных экономических и финансовых ресурсов и хозяйственных организаций.
Региональная экономика как наука имеет несколько иное определение.
Основоположник отечественной регионологииНекрасов Н.Н. считал, что региональная экономика изучает совокупное? фонетических и социальных факторов в каждом регионе страны, а главной задачей региональной экономики как научной дисциплины являетсяисследование вопросов рационального размещения производительных сил. В рамках централизованно планируемой экономики это был целесообразный и эффективный подход.
Однако развитие региональной экономики как науки, исследующей проблемы территориального развития в условиях перехода к рыночному хозяйствованию, заставляет взглянуть на предмет региональной экономики под иным углом зрения.
При использовании классификации «цель - средства» совершенно очевидно, чтоцелью является региональное развитие, а средством, одним из важнейших условий ее реализации, являетсярегиональная экономика.
Развитие региональной экономики, рост экономического потенциала не может быть самоцелью, ибо экономический рост сам по себе может быть и причиной деградации территорий.
Для формулирования предмета и задач региональной экономики как науки прежде всего определим, в чем состоитдействительный смысл регионального развития.
Территориальное развитие должно быть ориентировано на позитивную динамику уровня и качества жизни населения, достигаемую на основе устойчивого и сбалансированного воспроизводства социального, хозяйственного, ресурсного и экономического потенциалов регионов.
В условиях, когда регионы страны гораздо в большей степени озабочены физиологическим выживанием, а государство по отношению к регионам осуществляет режим «поддержки», которая в крайне малой степени способствует выходу их из бедственного положения, подлинный смысл развития территорий отодвинут на задний план.
Но только таким образом трактуемая цель регионального развития, ориентация на обозначенную выше взаимосвязанную систему характеристик может являться нормой и смысломрегионального бытия. Любое отклонение от указанных характеристик будет означать деградацию, депрессию и т.п.
Устойчивость - важнейший признак регионального развития -предполагаетдлительность сохранения условий воспроизводства потенциала территорий в режиме сбалансированности и социальной ориентации. Поэтому, например, чрезмерное изъятие природных ресурсов (даже обещающее мощное одноразовое обогащение территории) никак не укладывается в концепцию регионального развития.
Сбалансированность - соблюдение для каждогорегиона пропорции вышеуказанных составляющих его потенциала, обеспечивающей устойчивость и социальную ориентацию системы. В современных условиях наиболее уязвимыми являются экологическая, природоресурсная, а во многих регионах и социальная составляющая потенциала территориального развития. Так, возросшая социальная нагрузка на территорию Псковской области вследствие изменения геополитической ситуации требует дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения устойчивого социально ориентированного развития.
Социальная ориентация - обеспечение необходимого уровня и качества жизни населения региона, которые характеризуются реальным уровнем потребления социальных благ, параметрами физического и духовного здоровья, образования и т.п. Социальная доминанта является приоритетной, но она также должна быть устойчиво сбалансирована с ресурсами территории. Временное благополучие может быть обеспечено и за счет строительства атомного полигона, и за счет захоронения радиоактивных отходов, и за счет развития теневой экономики.
Таким образом, территориальное развитие в современном осмыслении не может отождествляться с рациональным размещением производительных сил. Эффективное с народнохозяйственной точки зрения размещение производства, обеспечивающее рост экономического потенциала территории без учета требований территориального развития часто сопровождается деградацией всей системы ресурсов территории, доводит регионы до бедственного положения. Такова сегодня ситуация в районах индустриального Крайнего Севера, в центрах оборонной, металлургической, горнодобывающей и химической промышленности.
Таким образом, мы можем сформулировать следующее определениепедмета региональной экономики.