Спрос – это желание и возможность потребителя купить товар или услугу в определенное время и в определенном месте. Объем спроса – это количество товара (услуг), которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течении определенного промежутка времени.
Спрос – это потребность, обеспеченная денежными средствами.
Спрос, как форма проявления потребностей формируется под влиянием ряда факторов рис.4.
Непосредственное влияние на спрос оказывает цена, доходы покупателей и распределение этих доходов. Каждый из этих факторов зависит от многих других. Но они влияют на спрос непосредственно.
Сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между ценой товара и спросом на него при прочих равных условиях, т. е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и, наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет.
Зависимость между ценой и уровнем спроса можно изобразить графически:
На рисунке 5а представлена зависимость между ценой и уровнем спроса для большинства товаров – с увеличением цены спрос на товар снижается (P1 > P2 , Q1 < Q2).
5б – для престижных товаров: с увеличением цены до определенного предела спрос на товар увеличивается, так как, по мнению многих потребителей, рост цен обусловлен повышением качества товара (Р2 < Р1 , Q2 > Q1), но дальнейшее повышение цен, способствует снижению спроса на товар (Р3 > Р2 > P1 , Q1 < Q2). Степень чувствительности спроса к различным факторам характеризуется эластичностью. Эластичность – это степень реакции одной величины на изменение другой.
Эластичность спроса от цены определяется по формуле:
, (1)
где Ер – коэффициент эластичности спроса от цены;
ΔQ – прирост спроса, в %;
ΔР – прирост цены, в %.
Коэффициент ценовой эластичности показывает процентное изменение объема спроса на товар при однопроцентном изменении его цены.
Эластичность спроса товара от цены оказывает непосредственное влияние на объемные показатели деятельности предприятия.