В настоящее время нельзя формировать цену без учета влияющих на нее факторов. Под ценообразующими факторами понимаются такие обстоятельства или условия, которые являются непосредственной причиной изменения уровня и структуры цен.
Одним из важнейших факторов формирования цены является наличие и состояние конкурентной среды В связи с этим выделяют ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция – это вид конкурентной борьбы посредством изменения цен на товары, услуги. Основное условие ведения успешной ценовой конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости.
При неценовой конкуренции роль цены не снижается, однако на первое место выходят уникальные свойства товара, его техническая надежность и высокое качество.
В рыночной экономике право окончательного решения о том, какие товары будут покупаться, принадлежит покупателю. Поэтому фирма, управляемая рынком, должна в своих решениях исходить из цен, приемлемых для рынка.
Любой покупатель чувствителен к цене, однако эта чувствительность может существенно изменяться от одной ситуации к другой в зависимости от важности, приписываемой товару. Можно выделить несколько причинных факторов важности цены рис. 3.