Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.
Цены и ценообразование являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Цена — сложная экономическая категория. В ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, к созданию, распределению и использованию валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.
Изменение цен влечет за собой серьезные социальные, экономические и политические последствия.
Цены регулируют спрос и предложение, определяют структуру производства, оказывают воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень жизни населения, то есть используются в качестве активных инструментов экономической политики.
Цены являются одной из критических точек экономической и социально - политической жизни, где сталкиваются групповые интересы производителей и потребителей, оптовых и розничных торговцев, профсоюзов и предпринимателей, экспортеров и импортеров товаров. Цены затрагивают интересы каждого и вокруг них идет борьба в правительстве и на переговорах социальных партнеров, в партиях и парламентах и так далее.
Цены представляют собой гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой. Воздействие на цены служит глобальным целям государственного регулирования экономики, целям конъюнктурной и структурной политики, борьбе с инфляцией, усилению конкурентоспособности на мировых рынках и смягчению социальной напряженности. Воздействие государства на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах формирования цен.
Сущность цены и ее экономическая природа проявляется в двойной роли на рынке:
как индикатора экономической политики, состояния конъюнктуры рынка, кредитно-финансовой ситуации, степени конкуренции на рынке;
как маркетингового регулятора рынка, с помощью которого воздействуют на емкость, структуру рынка, оборачиваемость товарной массы, покупательную способность рубля.
Цена является наиболее важным синтетическим показателем, существенно влияющим на финансовое положение предприятия. От уровня цены зависят:
величина прибыли предприятия;
конкурентоспособность предприятия и его продукции;