Сущность цены как стоимостной экономической категории.
Роль цен в рыночной экономике
Функции цен
Основные задачи ценообразования
Факторы формирования рыночных цен
Сущность цены как стоимостной экономической категории
На протяжении всей истории развития экономической науки определение цены как экономической категории было объектом острой теоретической и идеологической борьбы. В таблице 1 представлены определения цены с позиций различных теорий.
Таблица 1
Определения цены с позиций различных теорий
Теория
Автор трактовки
Трактовка
Теория трудовой стоимости
А.Смит, Д. Рикардо
Цена – стоимость, созданная трудом
К. Маркс
Цена – это денежное выражение стоимости, а сама стоимость создается живым трудом наемных работников
Теория предельной полезности
К.Менгер, У.Джевонс, Дж.Кларк и др.
Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена
Теория Маршалла
А. Маршалл
Цена – это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продавать, а покупатель покупать единицу товара или услугу
Как экономическая категория цена представляет денежное выражение стоимости и полезности товара.
Совокупность затрат живого и овеществленного труда, связанного с производством, продвижением и реализацией товара определяют стоимость товара.
Полезность – это субъективное удовлетворение покупателя от приобретения товара. Полезность товара зависит от его характеристик:
свойства товара;
спрос на товар с данными свойствами;
соответствие потребности спросу.
Предельная полезность – дополнительная полезность, полученная от потребления последующей единицы данного блага по сравнению с предыдущей.
Совокупная полезность определяется путем суммирования показателей предельной полезности.