1 вопрос: бизнес – план как ФОРМА представления стратегии. Развитие бизнес – единицы
89211190568 анна александровна
Это подробный и четко структу3рированый четко подготовленный документ, описывающий цели предприятия, пути достижения этих целей, и последствия их реализации. Бизнес – план это удобная общепринятая форма ознакомления с проектом, в котором им предлагается принять участие. Бизнес план, как и стратегический план предприятия, разрабатывается на достаточно длительный срок, однако между ними существует ряд различий:
1) Бизнес план включает в себя не весь комплекс целей предприятия, а только одну из них, связанная с созданием и развитием определенного бизнеса
2) Бизнес – план имеет четкие временные рамки, по истечении которых цели и задачи бизнес плана должны быть выполнены в то время, как стратегическому плану присущ скользящий принцип планирования, т.е. добавление к плану очередного периода новых целей по мере достижения целей предыдущего периода.
3) Бизнес – план в отличие от стратегического плана большее внимание уделяет функциональным составляющим: план – производства, план маркетинга, финансовый план.
Характерные недостатки при составлении бизнес – плана:
- производственный подход, который выражается в предложении открыть новое производство без оценки перспектив потенциального рынка сбыта
- слабое знание рынка, недостаточное внимание к изучению конкурентов
- не проработанность вопросов сбыта продукции
- некорректность финансовых расчётов, упущение важных статей затрат (местные налоги, затраты на рекламу, охрану, транспорт)
- не проработанность схемы возврата заемных средств
- не проработанность требований в управленческой команде, которая будет реализовывать бизнес план, к ее опыту и квалификации
- упущение рассмотрения в бизнес плане проблем, которые могут встретиться при его реализации
2 вопрос: основные этапы выполнения стратегии:
- углубленное изучение состояния внешней и внутренней среды предприятия, его целей и разработанных стратегий
А. уяснение сущности выдвинутых целей, выработанных стратегий, их корректности и соответствия друг другу, а также состояние среды предприятия
Б. доведение идей стратегического плана и смысла целей до сотрудников предприятия, с целью подготовки условий для их вовлечения в процесс реализации стратегии.
- разработка комплекса решений по эффективному использованию имеющихся у предприятия ресурсов.
На этом этапе проводится оценка ресурсов, их распределение и приведение ресурсов в соответствие с реализуемыми стратегиями
- принятие управленческого решения руководством предприятия о внесении изменений в действующую организационную структуру.
- проведение необходимых изменений на предприятии, без которых невозможно приступить к реализации стратегии
- корректировка стратегического плана в случае необходимости
3 вопрос: стратегические изменения и условия реализации стратегии
Выполнение любой стратегии предприятия направлено на решение трех задач:
Первая: установление приоритетности среди административных задач, для того чтобы эти задачи соответствовали выбранной предприятием стратегии.
Вторая: оценка соответствия выбранной стратегии. К таким характеристикам организации как ее структура, система мотивации, квалификации работников, нормы и правила поведения.
Третья задача: выбор и привидение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля руководства, и подхода к управлению предприятием.
Все отмеченные задачи решаются при помощи изменений, которые составляют содержание процесса выполнения стратегии.
4 типа изменений:
- перестройка предприятия, фундаментальные изменения. Затрагивают миссию и организационную культуру предприятия. Такой тип изменений характерен для ситуации, когда предприятие меняет свою отрасль, меняет товар или услугу, и меняет место на рынке. Стратегия диверсификации.
- радикальное преобразование. Когда предприятие не меняет отрасли, однако выпускает новые товары и выходит на новые рынки, что требует больших изменений организационной структуры
- умеренное преобразование. Осуществляется в том случае, когда предприятие выходит на новый рынок и стремится завоевать новых покупателей. В этом случае изменяется производственный процесс и маркетинг предприятия.
- обычные изменения, связанные с преобразованиями в маркетинговой сфере, с целью поддержания интереса к товару фирмы, изменения не являются существенными, а их проведение мало затрагивает деятельность предприятия в целом.
Объекты изменений:
1) Организационная структура предприятия: организационная структура каждого предприятия имеет свои характерные особенности, и отражает мнение руководства о наилучшей системе подчинения, отражает политику назначения на должность, и повышение по службе, а также распределения заданий между подразделениями. Изменения корпоративной стратегии ведут к изменениям в организационной структуре предприятия, если структура не соответствует стратегии, то необходимо решить, выполнима ли стратегия и какие изменения в организационной структуре необходимо сделать. Выбор той или иной структуры зависит от целого ряда факторов:
– размер и степень разнообразия деятельности организации
- географическое размещение организации
- технология организации
- изменчивость внешней среды
- стратегия организации
2) Организационная культура: это сформированная на протяжении всей истории предприятия совокупность приемов и правил адаптации организации, к требованиям внешней среды и формирование внутренних отношений между группами работающих. Культура определяет нормы, устанавливает правила поведения сотрудников и оказывает влияние на способность организации к смене стратегического курса.
Факторы, влияющие на формирование культуры:
- ценности и убеждения высшего руководства
- реакция руководства на критические ситуации
- отношение к работе и стиль поведения руководителей
- система мотивации персонала
- критерии отбора назначения продвижения и увольнения из организации
Пять подходов к управлению стратегическими изменениями:
- авторитарный подход: когда изменения проводятся только руководителями предприятия
- контролирующий подход: когда изменения проводятся менеджерами предприятия, а руководитель предприятия контролирует, как менеджеры провели изменения
- партнерский подход или подход, основанный на сотрудничестве: когда руководитель предприятия мотивирует менеджеров на проведение изменений, а также делает их ответственными за проведение этих изменений.
- культурный подход: когда в процесс проведения изменений вовлекается весь персонал предприятия, при помощи специальной системы переобучения, которая изменяет всю культуру предприятия.
- чемпионский подход: когда руководитель мотивирует своих менеджеров не только на проведение изменений, но и на формирование стратегий предприятия и между менеджерами устраивается соревнование, чья стратегия лучше и чья стратегия эффективнее. Заключительным этапом стратегического управления является контроль, реализация стратегии, которой необходим для выявления и предотвращения угроз, связанных с выполнением стратегий. Процесс стратегического контроля составляет этапы:
- сфер и параметров контроля
- разработка стандартов или точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени.
- оценка полученных результатов
- сопоставление полученных результатов с установленными стандартами
- выработка корректирующих воздействий при наличии отклонений от стандартов больше допустимых
4 вопрос: контроль в выполнении стратегии
Типы контроля:
- стратегический контроль, который проверяет деятельность фирмы за период на год и более и главное внимание уделяет поддержанию баланса между основными видами бизнеса
- тактический контроль: контролирующий период от 6 до 12 месяцев. Особое внимание уделяет конкурентной позиции предприятия на рынке
- операционный: до 6 месяцев (отслеживает ежедневные и еженедельные показатели деятельности фирмы)