Функциональные стратегии – это стратегии, которые разрабатываются функциональными отделами и службами предприятия. Цель: распределение ресурсов, отдела или службы предприятия, а также поиск эффективного поведения, функционального поведения в рамках общей стратегии. Основными составляющими товарно – маркетинговой стратегии являются:
-исследовательская составляющая, маркетинга: в рамках которой предприятию надо определится с формой и методами сбора анализа и обработки информации о рынке, потребителях, конкурентах, поставщиках, отрасли в целом, и другой информации. Выявить по каким направлениям внешнего анализа надо сосредоточить наибольшие усилия, а также при формировании товарной политике, определить какими должны быть функциональные свойства товара, уровень качества товара, широта и глубина ассортимента, торговая марка, имидж товара, и другие позиции.
- ценообразование: в рамках ценообразования необходимо уточнить, каков желаемый уровень цен на товары фирмы, какие методы расчета цен необходимо учитывать, какова должна быть система скидок для потребителя и количество ценовых модификаций товара.
- сбыт продукции фирмы: определяются условия, и каналы сбыта, а также уровень сервисного сопровождения товара
- система продвижения товара на рынках: система продвижения включает в себя методы и способы рекламы товара, проведение рекламных компаний и акций, и так далее
На основе выше перечисленных составляющих маркетинговой стратегии фирма составляет комплекс маркетинга, самый простой комплекс имеет 4 раздела: комплекс 4Р: PRODUCT/PLACE/PRAICE/PROMOTION
2. Стратегии управления персоналом
Стратегии управления персоналом должны учитывать, что каждый работник выступает в трех качествах: индивидуальность (с набором определенных личностных характеристик и меняющим свое поведение под воздействием определённых факторов); в качестве специалиста (выполняет соответствующую работу); член определенной группы (выполняет ту или иную роль в групповом поведении).
Целью стратегии управления персоналом должно стать формирование конкурентно-способного трудового потенциала фирмы, с учетом происходящих и предстоящих изменений, в ее внешней и внутренней среде, позволяющей фирме выживать, развиваться и достигать своих целей в перспективе.
Основными составляющими стратегии управления персоналом являются:
- мероприятия по планированию и формированию кадрового состава фирмы, организации и охране труда, формированию соответствующей системы оплаты, стимулировании труда, а также системы межличностных коммуникаций. Кроме вышеперечисленного в рамках стратегии управления персоналом необходимо формировать систему мотивации персонала, которая необходима для реализации всех стратегий фирмы.
3. Стратегии ВЭД
В рамках стратегии ВЭД фирма должна определиться, какого вида ВЭД ей необходимо придерживаться для достижения успеха на рынке. Два вида ВЭД: экспорт и импорт. При выборе стратегии экспорта фирма учитывает свой экспортный потенциал, выбирает рынки, определяет стратегические цели экспорта, распределяет ресурсы по формам экспортной деятельности. При выборе стратегии импорта фирма проводит исследование цен и качества поставляемых товаров, сроков и качества обслуживания потребителей, и так далее.
Составляющие стратегии ВЭД:
1) Перемещение ВЭД в более эффективные отрасли, которые приносят больше прибыли для предприятия.
2) Создание совместных предприятий с прямыми капиталовложениями в зарубежных странах, или в своей стране.
3) Создание или приобретение предприятия, позволяющего производить разную продукцию, в разные сезоны года, и по этой причине снизить риск сезонного уменьшения торгового оборота.
4) Использование особого вида аренды: Лизинга, для финансирования различных внешнеэкономических операций, как по импорту, так и по экспорту.
5) Перемещение капитала из стран с высокими налогами, в страны с низкими налоговыми ставками
4. Стратегии научно-технического развития и технической политики организации
В Основу этой стратегии целесообразно закладывать создание хозяйственных комплексов, которые сочетает в себе гибкость и адаптативность мелкосерийного производства, с низкими издержками, и высокой производительностью труда массового производства. Такие новые комплексы должны работать в режиме постоянных нововведений или инноваций, что обеспечит систематическое внедрение в производство новых более совершенных изделий, сокращение всех видов затрат на производство продукции, и повышение показателей качества при снижении цены, что приведет к увеличению конкурентоспособности продукции. На практике большинство предприятий практикует нововведения, только при обновлении ассортимента продукции.
Стратегии технического развития должны включать в себя несколько разделов:
- учет общественных потребностей и потенциальных возможностей, внедрение нововведений, необходимость нововведений для удовлетворения потребностей потребителя.
- направление создания новой технологии и потребность в новых трудовых ресурсах и их квалификация
- активность реакции предприятия, на технологические новшества, возникающие во внешней среде
Виды стратегий:
1. Разработка новых технологий, способных обеспечить лидерство фирмы на широком рынке, стратегия «широкого сканирования»
2. Разработка технологий, способных обеспечить лидерство фирмы на одном из сегментов рынка («узкое сканирование»)
3. Стратегия следования за лидером, оказавшим основной путь технологического развития
4. Стратегия технологического скачка, обеспечивающего долгосрочные преимущества фирмы перед конкурентами