Существует два понимания в сущности стратегии предприятия: стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Например, долгосрочный план производства продукции (ассортимент, количество). Такое понимание стратегии основывается на том, что внешняя среда предсказуема, и поддается контролю и управлению.
Второе понимание стратегии:
Это долгосрочное определенное направление, развитие предприятия, касающееся сферы средств и формы его деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиции предприятия в окружающей среде. Например: увеличить долю объема продаж на рынке до 35% без понижения цены.
Основные элементы стратегии:
- миссия (тема 3)
- цели предприятия
- политика предприятия
- планы предприятия
Стратегия может быть предполагаемой и реализованной. Предполагаемая стратегия разрабатывается на несколько лет вперед, конкретизируется в различного рода проектах, программах, практических действиях и реализуется в процессе их выполнения.
Реализованная стратегия – в связи с тем, что в организации появляются новые непредвиденные обстоятельства, которые не были указаны в предполагаемой стратегии, по этому предполагаемая стратегия может стать не реализуемой или не реалистичной, для её исполнения нужно будет внести коррективы в первоначальные планы или разработать другую стратегию.
- классификация стратегий предприятия
Различают три вида стратегий:
1. Корпоративная или портфельная (инвестиционная стратегия) – это стратегия, которая характеризует общее направление роста предприятия, развитие его производственно - сбытовой деятельности, на уровне этой стратегии принимаются наиболее важные управленческие решения, определяется продуктовая стратегия предприятия, выбираются хозяйственные подразделения, в которые нужно направить инвестиции. Составляющие корпоративной стратегии – распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа
- решение о диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получение синергетического эффекта
Диверсификация делится на три типа:
а. концентрическая диверсификация – базируется на поиске и использовании новой продукции, которая соответствует возможностям фирмы
б. горизонтальная диверсификация – предполагает поиск возможности роста на существующем рынке за счет выпуска новой продукции, даже если эта продукция технологическим мощностям фирмы. (пекли хлеб, а стали выпускать мороженное).
в. Конгломератная – предполагает освоение новых видов деятельности, не связанных с профилем фирмы ни в технологическом, ни в коммерческом плане, фирма полностью переходит в новую сферу деятельности.
- изменение структуры предприятия
- решение о реорганизации предприятия, то - есть о слиянии, приобретении, или вхождении в другие структуры
2. Деловая стратегия (или бизнес стратегия) – направлена на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ хозяйственного подразделения. Эта стратегия воплощается в бизнес–планах, и показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продавать продукцию, как будет её рекламировать, как будет добиваться победы в конкурентной борьбе.
3. Функциональная стратегия – разрабатывается функциональными отделами и службами предприятия, на основе корпоративной и деловой стратегии. Цель функциональной стратегии – это распределение ресурсов отдела или службы, поиск эффективного поведения, функционального подразделения в рамках общей стратегии (стратегия маркетинга, финансов, производства, и так далее).
- определения стратегии предприятия
основные стратегии развития бизнеса
Стратегии развития бизнеса относятся к главным или корпоративным стратегиям предприятия, они отражают четыре разных подхода, роста предприятия.
1. стратегия ограниченного роста: её выбирает большинство предприятий в сложившихся отраслях, со стабильной технологией. Цели корректируются при изменении условий. Это наименее рискованная стратегия.
2. Стратегия роста – применяется в динамичных отраслях, с часто меняющейся технологией. Для неё характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития предприятия в текущем году, над уровнем предыдущего года. Рост:
А. концентрированный рост по отношению к базовому рынку или продукту (стратегия усиления позиций на рынке при помощи активных действий по продвижению товара и прочее; стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске нового рынка для уже производимого товара; стратегия развития товара с целью объема роста товара)
3. Стратегия сокращения или стратегия последнего средства. Три типа:
А. стратегия ликвидации или банкротства предприятия
Б. стратегия сбора урожая ориентируется на получении максимального дохода в краткосрочной перспективе и означает распродажу имеющихся товаров при максимальном сокращении всех видов затрат.
В. Стратегии сокращения подразделений и видов деятельности предприятия
4. Комбинированная стратегия – представляет собой сочетание рассмотренных выше стратегий, такой стратегии придерживается крупные предприятия, функционирующие в нескольких отраслях.
Определение стратегий предприятий.
Определение стратегии предприятия включает в себя следующие основные этапы:
1) Уяснение текущей стратегии: имеет место различные способы уяснения текущей стратегии, один из способов предложенный Томпсоном и Стриклендом, предлагают уяснять текущую стратегию выделяя внешние и внутренние факторы, которые оказывают решающее влияние на стратегию предприятия.
Внешние факторы:
- размер деятельности предприятия и степень разнообразия производимой продукции
- общий характер и природа недавних приобретений и продаж предприятиям части своей собственности
- структура и направленность деятельности предприятия за последний период - возможности, которые использовала организация за последнее время
- отношение организации к внешним угрозам
Внутренние факторы:
- цели предприятия
- критерии распределения ресурсов и сложившаяся структура капиталовложений по производимой продукции
- отношение к финансовому риску со стороны руководства предприятия
- уровень и степень концентрации усилий в области научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ (НИОКР)
- стратегии отдельных функциональных сфер предприятия (маркетинг, производство, персонал, финансы, и научные исследования)