ТЕМА 1: Общая характеристика стратегического менеджмента
1) Понятия стратегического управления, его сущность, и необходимость. Функции стратегического управления.
2) Основные компоненты и этапы стратегического управления.
3) Объекты стратегического управления и модель процесса стратегического управления.
4) Виды стратегического управления.
5) Принципы стратегического управления.
1) Понятия стратегического управления, его сущность, и необходимость.
Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор основанной на сопоставлении ресурсного потенциала предприятия, с возможностями и угрозами внешнего окружения. Центральное звено: стратегия – это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем, и ресурсы для достижения, основной цели предприятия.
Сущность стратегического управления или его главная цель заключается в развитии потенциала и поддержании стратегической способности предприятия, к выживанию, и эффективному функционированию, в условиях нестабильной внешней среды. Эта цель может быть достигнута при помощи формирования и реализации стратегии развития предприятия, на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений, в его деятельности с целью поддержания способности к выживанию, и эффективному функционированию в условиях нестабильной внешней среды.
Термин стратегическое управление был введен в 60-70 годы 20 века, для того чтобы внести различия между текущим управлением на уровне производства, и управлением высшего уровня. Необходимость проведения стратегического управления вызвана переходом новой модели управления развитием организации в меняющейся среде. Выделяют 4 фактора определяющие актуальность стратегического управления:
Ø Возрастающее количество управленческих проблем на фирме, обусловленных внутрифирменными и внешними изменениями. Эти проблемы стали принципиально новыми, для управленцев второй половины 20го века, они не имели аналогичных решений, исходя из ранее накопленного управленческого опыта.
Ø Расширение географических рамок деятельности национальных экономик.
Ø Возросла роль высшего звена управления.
Ø Усиление нестабильности внешней среды, что вызвало вероятность стратегических внезапных изменений, повысило их непредсказуемость.
Необходимость стратегического управления для Российских предприятий:
- быстрое изменение внешней среды
-интеграционные процессы в Российском бизнесе: т.е возникают промышленные группы, объединяющие технологически связанные предприятия, идет активный процесс образования финансово промышленных групп.
- процесс глобализации бизнеса, так как противостоять натиску зарубежных конкурентов можно только действуя аналогичными методами, т.е вырабатывая стратегии управления бизнесом.
Функции стратегического управления:
- планирование стратегий, которое предполагает выполнение таких подфункций, как: прогнозирование, разработка стратегии, бюджетирование.
- организация выполнения стратегических планов: предполагает формирование будущего потенциала предприятия, согласование структуры и системы управления, с выбранной стратегией развития, создание корпоративной культуры поддерживающей стратегии.
- координация действий менеджеров по решению стратегических задач, заключается в согласовании стратегических решений различных уровней и последовательной консолидацией целей/стратегий на более высоких уровнях управления.
- мотивация на достижение стратегических результатов
- контроль (сравнение результатов с запланированными целями) за процессом выполнения стратегий.
2) Основные компоненты и этапы стратегического управления.
- в[и]денье: ЭТО ОБРАЗ ВОЗМОЖНОГО И ЖЕЛАЕМОГО БУДУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ФИРМЫ/ПРЕДПРИЯТИЯ.
- сфера бизнеса: это вид деятельности связанный с конкретной хозяйственной единицей, бизнес – программой, это уяснение перспектив конкретного бизнеса, его место на рынке и возможности.
- миссия или общественно значимая роль в предприятии, которая представляет собой качественно выраженную совокупность основных целей бизнеса.
- стратегия: это интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей предприятия.
- программы и планы: это система мер по реализации принятой предприятием стратегии, призванная решать задачи распределением ресурсов, полномочий и ответственности, среди подразделений и сотрудников, участвующих в реализации стратегии, разработки оперативных планов и программ.
Этапы стратегического управления:
ü Анализ внешней/внутренней среды
ü Определение миссии и цели организации
ü Формирование и выбор стратегии
ü Реализация стратегии
ü Оценка и контроль выполнения стратегии
3) Объекты стратегического управления и модель процесса стратегического управления.
Выделяют три группы объектов стратегического управления:
ü Предприятие или фирма в целом
ü Стратегическое поле хозяйствования бизнеса: то есть совокупность продуктово-рыночных сегментов и видов деятельности предприятия, выделенных для проведения самостоятельной производственной, технической, коммерческой и других политик предприятий. Стратегическое поле бизнеса делится на стратегические единицы бизнеса: это внутрифирменная организационная единица/подразделение, отвечающее за выработку стратегии фирмы, на одном или нескольких сегментов целевого рынка. Стратегическая единица бизнеса [СЕБ], имеет определённый круг покупателей, самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность и материально техническое снабжение, деятельность данной стратегической единицы оценивается по прибыли или убыткам.
ü Функциональная сфера деятельности, или подразделение предприятия: это структурное подразделение предприятия, ориентированное на выполнение определённых функций, и обеспечение успешной деятельности стратегических единиц бизнеса, и предприятия в целом (производство, маркетинг, финансы и так далее).