Как правило, экспортер определяет цену предложения одним из трех методов:
– на базе издержек производства;
– исходя из уровня спроса;
– ориентируясь на уровень цен конкурентов.
Основное преимущество метода установления цен на основе издержек производства заключается в его простоте. Основой определения цены являются базовые издержки на единицу продукции, к которым прибавляется величина, покрывающая неучтенные затраты и включающая прибыль фирмы. Учет издержек производства осуществляется на основе калькуляции. Формальная схема калькуляции экспортных цен практически не отличается от схемы, используемой при расчете внутренних цен.
Согласно методу определения цен с ориентацией на спрос цена товара определяется исходя только из спроса на него, т.е. из того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый товар. Производственные затраты рассматриваются в этом случае как ограничительный фактор, который показывает, может ли товар продаваться по установленной цене с запланированной прибылью или нет. Данный метод успешно используется при условии наличия на рынке взаимозаменяемых товаров, позволяющих покупателю сравнивать аналогичные товары между собой и делать для себя выводы о них. Поскольку спрос в данном случае есть лишь число заключенных контрактов, ни у продавцов ни у покупателей нет в этом случае возможности сравнивать между собой отличные типы изделий, так как конкретные, четко обусловленные качественные характеристики этих изделий уже оговорены в контракте, где зафиксирована и соответствующая этому изделию цена. Помимо действующих факторов спроса, фирма должна также принимать во внимание и действия конкурентов.
Расчет экспортных цен по методу с ориентацией на уровень конкуренции. Для слабомонополизированных рынков характерна ориентация на среднюю рыночную цену товаров данного рода, а для рынков, где доминируют несколько фирм, т.е. сложилась олигополия, - ориентация на цены этих ведущих компаний или на ценового лидера, доля которого на рынке является наибольшей. Этот метод определения экспортных цен используется большинством фирм и стран в мировой торговле, включая российских экспортеров. Алгоритм расчета цены данным методом следующий.
– из имеющейся базы данных делают выборку наиболее свежих сведений о ценах на товары конкурентов, аналогичные тем, которые
предполагается экспортировать;
– в заранее приготовленную таблицу заносят основные технико-
экономические показатели товаров, включая условия поставки и цены;
– с помощью поправок цену экспортируемого товара приводят к условиям реализации на выбранном рынке.
Поскольку конкурирующих товаров несколько, как правило, рассчитывают усредненную цену, которая и является базой для переговоров с покупателями.