Импортер рассчитывает цену сделки на основании конкурентных материалов, которые приводятся к единым коммерческим условиям приобретения товара путем внесения коммерческих и технико- экономических поправок в следующей последовательности.
1. Цены на конкурирующие товары приводятся к масштабу цен базового товара по количественным показателям, т.е. рассчитывается цена одной единицы изделия (например, единицы веса). Далее рассчитывается скидка с цены за объем заказа, и цена единицы товара корректируется на процент скидки.
2. При продаже или покупке сложного комплектного оборудования вносится поправка на комплектацию поставки. Например, из общей стоимости исключаются цены тех комплектующих, которые не входят в комплект поставки. И наоборот, если отсутствует возможность закупить недостающие комплектующие внутри страны, то их цены включаются в общую цену внешнеторговой сделки.
3 В основе поправки на серийность лежит снижение издержек производства на единицу выпускаемой продукции при повышении объема производства.
4. Осуществляется пересчет цен конкурентов для выражения их в
валюте предстоящей сделки по курсу на момент ее заключения.
5. Цену, пересчитанную в валюту предстоящей сделки, приводят к сроку ее совершения, чтобы учесть изменения цен при удорожании товаров, инфляции и изменении курсов валют. При этом используются официально публикуемые статистические индексы цен. Таким образом, производится поправка на сроки поставки.
6. На внешнеторговую цену оказывают условия платежа. Платеж может быть осуществлен наличными, авансом или в кредит. Контрактная цена товара при платеже наличными, как правило, ниже, чем при продаже в кредит, на величину банковского процента кредитуемой части цены и на скрытые в контрактной цене затраты продавца в связи с кредитом (стоимость страхования кредита в страховых компаниях и др.). Обычно для заключения контракта условия платежа приводят к условиям платежа наличными.
7. Приведение по базисным условиям поставки производится с учетом разницы между затратами по предстоящей сделке и затратами конкурентов на фрахт при условии СИФ и на страхование грузов. В практике российских внешнеторговых организаций принято приводить цены конкурентов для экспортных поставок к условиям ФОБ российский порт, а для импортных – ФОБ страны – поставщика.
8. Поправка на уторговывание с первоначальной цены предложения, которая бывает, как правило, завышена, определяется субъективно на основе практики работы с данной фирмой-поставщиком и экспертных оценок. Поэтому она вносится в последнюю очередь.
На размер поправки воздействует конъюнктура рынка, форма рынка, отношения между продавцом и покупателем. Величина скидки зависит от наличия информации. Если необходимой информации о работе данной фирмы нет, то поправка принимается в размере 10 – 15% от первоначальной цены, указанной в коммерческом предложении. Когда же за основу расчетов берется прейскурант, то можно получить скидку в 50% и даже еще выше. В среднем размер поправки на уторговывание колеблется в пределах 15– 30% от первоначальной цены.
9. Обычно предложения разных фирм отличаются по технико- экономическим параметрам. Тогда цены этой продукции можно сравнивать только после поправок на технико-экономические различия.