Основные стратегии трансфертного ценообразования. Существуют две группы трансфертного ценообразования:
– дифференцированные, учитывающие влияние отдельных, наиболее существенных факторов: стратегия управления прямыми налогами на прибыль, стратегия валютного трансфертного ценообразования;
– комплексные, ориентированные на интегрированный учет нескольких основных факторов, влияющих на консолидированную прибыль корпорации: налогово-таможенная стратегия, комплексная налоговая стратегия.
Стратегия управления прямыми налогами на прибыль направлена на поиск путей максимально эффективного использования средств за рубежом в тех случаях, когда эти средства при перечислении в головную компанию
подвержены высокому налогообложению. Для достижения этой цели корпорация имеет различные возможности:
– снижение трансфертных цен на продукцию дочерней компании, находящейся в зоне высокого налогообложения, с одновременным увеличением цен на поставляемое сырье и материалы, включаемые в затраты;
– использование дополнительных источников инвестирования свободных денежных средств в развитие дочерней компании, сопровождаемое ростом затрат в стране с высоким уровнем налогообложения прибыли;
– установление завышенных трансфертных цен на используемые дочерней компанией научные, методические, технические разработки, продаваемые ей другими отделениями ТНК;
– создание в структуре дочерней компании специального подразделения для проведения исследовательских работ, результатами которых могут воспользоваться и другие компании, входящие в корпоративную структуру.
Стратегия валютного трансфертного ценообразования предполагает наращивание активов материнской компании на основе корректировки в сторону снижения валютных курсов трансфертных цен для стран с усиливающейся валютой и повышения – для стран с ослабевающей валютой.
Комплексные, интегрированные стратегии трансфертного ценообразования основаны на одновременном учете воздействия на деятельность ТНК нескольких факторов, что позволяет максимизировать общую прибыль корпорации.
При реализации налогово – бюджетной стратегии трансфертного ценообразования материнская компания старается сбалансировать преимущества в разнице прямого налогообложения стран и потери от более высоких таможенных пошлин.
Комплексная налоговая стратегия основана на использовании комплексного подхода к прямому и косвенному налогообложению. Данная стратегия основана на различном влиянии прямого и косвенного налогообложения на прибыль корпорации. Прямые налоги снижают ее прибыль. Косвенные, увеличивая цену реализации, не сокращают прибыль корпорации при условии стабильного спроса на ее продукцию и могут рассматриваться как дополнительные затраты, увеличивающие цену реализуемой продукции.
Высокая эффективность комплексных налоговых стратегий трансфертного ценообразования обеспечивает их широкое использование в управлении финансовыми потоками ведущих ТНК. Однако при общей результативности данной стратегии ее применение сопряжено с определенными трудностями. Это обусловлено тем, что управление глобальным налоговым бременем связано с использованием большого числа
законодательств разных стран, формирующих систему ограничений трансфертного ценообразования.