Кривая, соответствующая а1= 2, на рис. 6.20 выделена утолщенной линией. Это значение соотношения постоянных контура регулирования обеспечивает минимальное время регулирования при практически пренебрежимом перерегулировании Такая настройка оптимальна для множества электроприводов, поэтому используется в качестве основной стандартной настройки и называется настройкой на технический оптимум или оптимум по модулю.
При настройке всех контуров регулирования на технический оптимум (а1= 2) передаточную функцию i-го разомкнутого контура с помощью (6.45) и (6.49) можно записать так.
То же для замкнутого контура:
Следовательно, при принятых допущениях переходные процессы в -м контуре при настройке на технический
оптимум по характеру совпадают с представленным для а - 2 на рис. 6.20. Расчетами установлено, что в результате влияния отброшенных в (5.52) и (5.53) членов более высокого порядка при увеличении номера контура / несколько
увеличивается перерегулирование и возрастает
Рис 6 22 Частотные характеристики при настройке СО
увеличивается перерегулирование и возрастает колебательность. Однако в большинстве случаев это влияние можно полагать пренебрежимо малым.
Логарифмические частотные характеристики i-го контура, настроенного на технический оптимум, представлены на рис. 6.21. Рассматривая ЛАЧХ, можно убедиться, что с увеличением номера контура i быстродействие уменьшается, так как возрастает некомпенсированная постоянная и уменьшается частота среза
. Таковы общие характеристики стандартной настройки регулируемого электропривода на технический (модульный) оптимум.
В случаях, когда требуется более высокая точность регулирования, при том же подходе применяют стандартную настройку на симметричный оптимум. При такой настройке желаемую передаточную функцию разомкнутого контура регулирования записывают в виде
Формула (6.54) записана для первого контура и может быть применена для следующих контуров, если в нее подставлять соответствующие значения . Здесь, как и ранее, предполагается, что все некомпенсируемые инерционности исходного объекта заключены в первом, внутреннем контуре.
Частотные характеристики, соответствующие (6.54), представлены на рис. 6.22. Разомкнутый контур при этом обладает астатизмом второго порядка, что увеличивает точность регулирования, особенно в процессах, близких к статическим. Вместе с тем наличие протяженного участка в низкочастотной части с наклоном —40 дБ/дек уменьшает запас по фазе на частоте среза и увеличивает перерегулирование, которое может достигать 56%, что во многих случаях неприемлемо.
Сравнивая рис. 6.22 с рис. 6.21, можно установить, что при средних и высоких частотах ЛАЧХ при настройках на технический и симметричный оптимум совпадают. Следовательно, быстродействие и затухание колебаний в системе при этих двух стандартных настройках примерно одинаковы.
3.3 Регулирование момента (тока) ЭП.
Регулирование момента двигателей является одной из наиболее общих функций автоматизированного электропривода. Необходимость регулирования момента диктуется предъявляемыми к электроприводу техническими и технологическими требованиями.
Для нормального функционирования электропривода необходимо при его работе ограничивать момент и ток двигатедя допустимыми значениями в переходных процессах пуска, торможения и приложения нагрузки. Для механизмов, испытывающих при работе значительные перегрузки вплоть до стопорений рабочего органа, возникает необходимость непрерывного регулирования момента электропривода в целях ограничения динамических ударных нагрузок механического оборудования. Во многих практических случаях требуется точное дозирование усилий на рабочем органе. Наиболее характерны в этом отношении промышленные манипуляторы и роботы, в частности манипуляторы, обслуживающие реакторы на атомных электростанциях, манипуляторы с отражением усилий, создаваемых на рабочем органе, и т. п. Указанные требования обеспечиваются точным регулированием момента электропривода.
В результате изучения материалов данной главы необходимо знать способы и возможности регулирования момента в разомкнутых и замкнутых электромеханических системах, научиться оценивать основные показатели регулируемого по моменту электропривода, учитывать влияние основных нелинейностей и рассчитывать параметры, обеспечивающие выполнение предъявляемых к электроприводу требований. Необходимо изучить влияние способов регулирования момента на динамические свойства упругих электромеханических систем и уметь оценивать направления, в которых изменения параметров обеспечивают повышение демпфирующей способности электропривода и минимизацию колебательности механической части системы.
Значения момента М и скорости при данной нагрузке на каждом этапе работы электропривода определяются его механической характеристикой. Изменяя параметры и воздействия, от которых зависит механическая характеристика, можно изменять в требуемом направлении момент, развиваемый двигателем при данной скорости, и таким образом регулировать момент электропривода, а также связанные с ним ток силовой цепи и ускорение движущихся масс системы.
Анализируя уравнение статической механической характеристики обобщенного двигателя с линейной механической характеристикой
можно заключить, что при данных параметрах отклонения момента от требуемого значения тем больше, чем выше модуль жесткости . Иными словами, при регулировании момента электромеханическая связь является сильным возмущением, и с точки зрения регулирования момента наиболее эффективны изменения параметров, позволяющих неограниченно уменьшать модуль статической жесткости Таким параметром является сопротивление якорной (роторной) цепи двигателя.
Схемы реостатного регулирования момента и тока представлены на рис. 7 1,а и 6 На рис. 7 1,в построены естественная характеристика (прямая ) и реостатная характеристика 2, соответствующая определенному добавочному резистору в силовой цепи. Точность регулирования момента при характеристике
определяется при заданных пределах изменения скорости электропривода соотношением
Следовательно, при этих условиях относительная точность регулирования момента остается при увеличении неизменной, а абсолютные ошибки уменьшаются.
Практически требуется при широких пределах изменения скорости (пуск, реверс) поддерживать изменения момента и тока в заданных пределах от
Для выполнения этого условия требуется ступенчатое или плавное изменение по мере изменения скорости.
Необходимый закон изменения сопротивления , обеспечивающий постоянство момента и тока при широких пределах изменения скорости, определяем с помощью (7 1), учитывая, что
где — суммарное сопротивление силовой цепи на естественной характеристике; — то же при введении , при этом
откуда при
Следовательно, для поддержания момента постоянным необходимо увеличивать сопротивление силовой цепи в линейной зависимости от скорости по мере ее снижения. Характеристика при , естественная механическая характеристика (прямая 2) и характеристика (прямая 3) построены для двигателя с линейной механической характеристикой на рис. 7.2,а Там же показаны аналогичные характеристики при М = М2= const (соответственно 4 и 5).
Аналогичные характеристики справедливы и для двигателя с последовательным возбуждением для токов якоря и
(рис 7.2,6).
Графики на рис. 7.2 позволяют наглядно оценивать число ступеней регулировочного резистора необходимое для поддержания момента и тока в заданных пределах во время пуска электропривода Неизменное сопротивление обеспечивает поддержание момента в пределах М2< М < М1 при изменениях скорости от 0 до , (прямые 7 и 8) При дальнейшем увеличении скорости , выводится первая ступень резистора
и суммарное сопротивление уменьшается до (прямые 9 и 6) и т д
Зависимости используются для расчета пусковых сопротивлений, особенно для двигателей с последовательным возбуждением Значения ступеней сопротивления определяются, как показано на рис 7 2 Одинаковость бросков тока при переключениях при этом обеспечивается подбором значения
Диапазон реостатного регулирования момента и тока ограничен сверху перегрузочной способностью двигателя, а пределы изменения скорости, в которых можно получить заданную точность регулирования, уменьшаются с ростом , т. е по мере уменьшения
Плавность реостатного регулирования момента и тока в разомкнутой системе невелика В связи с необходимостью переключений в силовой цепи двигателя получение большего числа ступеней реостата связано с увеличением габаритов коммутирующего устройства. Однако имеются примеры, когда при высокой требуемой точности регулирования момента в переходных процессах пуска и торможения предусматривают значительное число ступеней реостата и соответствующее увеличение размеров и стоимости станций управления При этом увеличение габаритов и стоимости станций управления окупается простотой и надежностью данного способа регулирования момента
Высокую плавность реостатного регулирования момента обеспечивают способы автоматического регулирования сопротивления в целях поддержания момента. В качестве примера на рис. 7.3 представлена функциональная схема релейного автоматического регулирования тока ротора и момента асинхронного двигателя
В этой схеме в цепь ротора введен выпрямитель В, добавочный резистор включен в цепь выпрямленного тока с последовательно включенным сглаживающим реактором Р Коммутация добавочного резистора производится с помощью вентильного ключа ТК, закрытое и открытое состояния которого определяются выходным напряжением релейного элемента РЭ
На вход релейного элемента подается сигнал, пропорциональный разности задающего напряжения и напряжения обратной связи по току
Рис. 7.3 Релейная схема реостатного регулирования момента (в) и характеристика релейного элемента (6)
Характеристика релейного элемента приведена на рис. 7.3,6: переход от открытого состояния ключа к закрытому осуществляется при сигнале на входе , обратное переключение — при . Как показано на рисунке, эти переключения соответствуют значениям тока
Для анализа электромагнитных переходных процессов, протекающих в схеме, можно воспользоваться схемой замещения, приведенной к цепи выпрямленного тока ротора рис. 7.4. Здесь в цепь выпрямленного тока введено сопротивление учитывающее снижение среднего выпрямленного напряжения, обусловленное коммутацией токов фаз:
а также приведенные к цепи выпрямленного тока активные сопротивления двух фаз статора , ротора сглаживающего реактора а также его индуктивность Сопротивление в соответствии со схемой на рис. 7.3 шунтировано тиристорным ключом ТК.
Если пренебречь временем переключения ключа, процессы изменения выпрямленного тока при переключениях сопротивления описываются для открытого состояния ключа уравнением
а при закрытом ключе
где — индуктивносгь реактора; — эквивалентное сопротивление.
При принятом допущении начальный ток при закрытом состоянии ключа равен а при открытом Изменения тока определяются решениями (7.6) и (7.7):
где — время, когда
Зависимость выпрямленного тока от времени, определяемая (7.8-7.11), для конкретного значения s и представлена на рис. 1.5,а. На участке ключ ТК открыт, и ток изменяется от начального значения, стремясь к установившемуся Ido, но через время достигается значение и ключ ТК закрывается. Период коммутации Тк можно определить, подставив в (7.8) значения ; ,а в (7.9) - и
Решив полученные уравнения, определим , и с их помощью получим
Из (7.12) следует, что частота коммутации тока является величиной переменной. При увеличении скорости и уменьшении скольжения s ток Ido уменьшается до значения , частота коммутации становится равной нулю, ключ ТК остается в открытом состоянии, и двигатель работает на естественной характеристике (рис. 7.5,6). При уменьшении скорости и возрастании s ток Id3 увеличивается до значения , возрастает до бесконечности время закрытого состояния ключа и двигатель работает на реостатной характеристике 2.
При промежуточных значениях скорости и скольжения частота коммутаций велика, колебания тока при высоком коэффициенте возврата релейного элемента незначительны. Пренебрегая
пульсациями тока, можно принять и определить выпрямленное напряжение:
потери в роторной цепи двигателя
а затем из условия
получить приближенную формулу для электромагнитного момента
При (прямая 3 на рис. 7.5,6). Задавая другие значения можно получить ряд неизменных значений момента в пределах изменения скорости от характеристики до характеристики 2( соответствуют моменты М2, М3 и характеристики 4, 5).
Чем выше чувствительность релейного элемента, тем выше точность регулирования тока. Однако при этом возрастает максимальная частота Известно, что возможная частота коммутации тиристорного (транзисторного) ключа ограничена, чем ограничивается и реальная точность релейного регулирования момента и тока двигателя.