4.1. Построить матрицу БКГ. Определить местоположение рассматриваемого предприятия: изобразить каждую стратегическую зону хозяйствования (СЗХ) в виде круга, диаметр которого пропорционален ожидаемым размерам спроса. Затемненным сегментом внутри круга обозначить ту долю рынка, которую организация намеревается захватить. То же самое необходимо сделать по отношению к основным конкурентам.
Сделать выводы о дальнейшей деятельности организации в соответствующих хозяйственных зонах (например):
- Оберегать и укреплять «звезды».
- Избавляться по возможности от «собак», если нет веских причин для их сохранения.
- Ввести жесткий контроль капиталовложений и передачу избытка денежной выручки «дойным коровам».
- Осуществить специальное изучение «диких кошек» для установления, не смогут ли они при определенных капиталовложениях перейти в разряд «звезд».
4.2. Определение конкурентного статуса организации (КСО)
КСО в СЗХ будет результатом взаимодействия трех факторов:
1) Относительного уровня стратегических капиталовложений организации в ту или иную зону хозяйствования, обеспечивающих конкурентный статуса основе эффекта масштабов выпуска отдельных видов продукции, а также эффекта масштабов деятельности организации в целом.
Необходимо определить КСО и стратегические капиталовложения
Оценка привлекательности СЗХ
Оценка привлекательности СЗХ требует сложной комбинации факторов, ее необходимо осуществлять последовательно:
1. Глобальный прогноз экономических, социальных, политических, технологических условий для тех СЗХ, которые интересуют организацию.
2. Анализ степени воздействия важнейших тенденций и случайных событий на соответствующих СЗХ. Нестабильность проявляется через благоприятные тенденции (Тб) и неблагоприятные тенденции (Тн), возникновение которых возможно в рассматриваемой СЗХ.
3. Экстраполяция прежних тенденций роста и рентабельности.
4. Оценка возможных изменений в сложившихся тенденциях спроса с помощью анализа факторов, определяющих этот спрос (табл. 6).
5. Выводится оценка общих сдвигов в тенденции роста в близкой и далекой перспективе с помощью баллов интенсивности (нижняя часть таблицы 4.1.).
6. Корректировка экстраполяции исходя из оценки общих сдвигов в тенденции роста, позволяющая получить количественную характеристику будущей тенденции.
7. Оценка возможных изменений в тенденциях рентабельности на базе анализа конкурентного давления (табл.4.2.) и экстраполяции данных о рентабельности.
Таблица 4.1.
Оценка изменений в прогнозируемом росте СЗХ
Название СЗХ______________
- изложение рассматриваемых вопросов на высоком теоретическом уровне;
- достоверность и взаимная увязка данных между собой;
- обоснованность выводов и рекомендаций;
- в содержании работы должны найти отражение следующие проблемы:
- теоретические аспекты исследуемого вопроса;
- краткая организационно-экономическая характеристика организации - объекта исследования;
- экономико-статистический анализ материалов организации по изучаемой теме;
- выводы и конкретные предложения по успешному решению проблемы, основанные на анализе литературных источников и результатах собственных исследований студента в организации.
Конкретная проблема, выбранная для исследования, должна разрабатываться с точки зрения нахождения путей повышения эффективности деятельности организации.
Таблица 4.2.
Оценка изменений рентабельности СЗХ
Название СЗХ_______________________
Общая оценка привлекательности данной СЗХ в будущем , полученная путем сочетания перспектив роста (Пр), рентабельности (Р) и возможного уровня нестабильности (Тб/Тн).
Оценка будущей привлекательности можно вывести по формуле:
Привлекательность СЗХ = a*Пр+b*Р+c*Тб-d*Тн
Где a,b,c,d – коэффициенты, которые даются менеджерами для обозначения относительного вклада каждого фактора и в сумме составляют !,0 ( a+b+c+d=1) и указывают на сравнительную привлекательность ориентиров для организации.
Конкурентный статус организации и стратегические капиталовложения
Рис.4.2.1
Критическая точка объема: как бы блестяще не была разработана стратегия, стратегические капиталовложения ниже критической точки объема не дадут отдачи.
Точка оптимального объема – тот уровень капиталовложений, при превышении которого отдача снижается как в связи с замедленной реакцией крупной организации, так и в силу ее бюрократичности.
КСО = Рб/Ро=(Кб-Кк)/(Ко-Кк)*а, где
Кб – уровень стратегических капиталовложений организации,
Ко – точка оптимального объема,
Рб – ожидаемая рентабельность,
Ро – оптимальная рентабельность,
а – фактор конкурентоспособности стратегий.
2) Конкурентной стратегии, которая позволяет разграничить позиции организации и ее соперников;
3) Мобилизационных возможностей организации, когда стратегии обеспечивается эффективная поддержка на уровнях планирования и выполнения планов, а также в виде хорошо излаженной оперативной работы после того, как стратегия принята.
Таблица 4.3.
Определение эффективности будущей стратегии
Определите, какие факторы принесут успех в ближайшие 5-7 лет и впишите их в первую колонку табл 4.3..
Определите, какие факторы наилучшим образом характеризуют нынешнюю стратегию организации, и впишите их во вторую колонку табл.4.3.
Составьте модель последовательной стратегии успеха и впишите в табл.4.3.
Сравните результаты проведенной работы и определите ту модель стратегии успеха, которая имеет более всего общего с действующей стратегией организации, т.е. определите оптимальную для организации стратегию в будущем.
Сравните каждый фактор оптимальной модели с соответствующими факторами частных субстратегий в рамках действующей стратегии организации, чтобы определить, насколько действующая стратегия соответствует оптимальной. Оцените по шкале от 0 до1 степень, в которой факторы действующей стратегии соответствуют факторам оптимальной. Впишите бальные оценки в последнюю колонку табл.4.4, сложите оценки и разделите их на число оцениваемых факторов. Вы получите индекс со значением от 0 до1, который называется стратегическим нормативом.
Определить эффективность текущего потенциала организации (табл.4.5.).
Рассчитать конкурентный статус организации.
Таблица 4.4
Факторы, влияющие на потенциал организации
Эффективность текущего потенциала организации
Пояснение: Если каждый из трех показателей окажется равным единице, то организация сможет обеспечить себе исключительно сильный конкурентный статус и будет одной из самых эффективных в данной СЗХ. Если хотя бы один из показателей окажется равным нулю, то организация не получит прибыли.
Пределы можно определить (например) следующим образом:
0.8*0.8*0.8 = 0.512 или выше – «хороший» статус;
0,5*0,5*0,5 = 0,125 или выше – «средний» статус;
0,3*0,3*0,3* = 0,027 или ниже – «слабый» статус.
Выбрать позицию в конкуренции согласно приведенной матрице:
Позиция в конкуренции
Чрезвычайно сильная
Средняя
Слабая
Рис.4.2.2.
Необходимо выбрать оптимум стратегических позиций в следующей последовательности:
1. Определить, есть ли у ведущих конкурентов данной СЗХ перспективы поддержания и роста рентабельности. Если ответ отрицательный, то лучше уйти из этой зоны. Если предпочитаемая позиция организации обещает прибыль, то далее необходимо установить насколько будут оправданы силы и средства, затрачиваемые организацией. Это устанавливается путем подсчета максимального коэффициента капиталовложений.
Дается количественная оценка: П – прибыльности при условии сохранения нынешней позиции, К – текущих капиталовложений организации в СЗХ, К^ - прироста капиталовложений, необходимых для обеспечения оптимальных позиций, П^ - прирост прибыли.
Подсчитать доход на капитал:
Дк=(П+^П)/(К+^К)*(П/К)
Установить, каким запасом времени организация будет располагать, что бы выработать стратегическую позицию до того, как рынок захватят конкуренты.
Если времени достаточно, то необходимо оценить, достаточно ли у организации ресурсов для обеспечения оптимального уровня капиталовложений в СЗХ.
5. Разработка миссии, видения, бизнес-идеи, целей организации
- Определить миссию, которой придерживается организация в настоящее время.
- Разработать видение, бизнес-идею организации.
- Разработать цели и задачи организации.
- Следует ли менять миссию организации, если «да», то сформулируйте новую миссию.
- Установить цели и задачи организации в соответствии с новой миссией.
6. Формулирование стратегических альтернатив и их оценка
- На основе вышеприведенного анализа предложить варианты корпоративной стратегии, стратегий бизнеса и функциональных стратегий.
- Дать обоснование стратегии, которой должна следовать организация.
7. Стратегический менеджмент организации в реальном масштабе времени
7.1. По материалам конкретного предприятия провести анализ стратегических задач.
7.2. По материалам конкретного предприятия:
- Провести оценку влияния будущих последствий изменений внешней среды на будущие результаты его деятельности.
- Сделать анализ потенциальной опасности (благоприятной возможности) при слабых сигналах.
- Выбрать стратегию реагирования на возникновение проблем.
8. Выбор стратегии
Основными факторами от которых зависит выбор стратегии являются:
- Цели предприятия
- Состояние рынка и положение предприятия на нем
- Стратегии конкурентов
- Технология производства
- Потенциал предприятия
- Выпускаемый товар и его особенности
- Конкурентные преимущества
- Доля и привлекательность рынка
- Стадии жизненного цикла продукта
- Издержки производства и сбыта товара
- Притязания руководства и т.д.
- При формулировке стратегии фирма сталкивается с рядом ограничений:
- Уровень наличных финансовых ресурсов.
- Размер приемлемого риска.
- Потенциальные навыки и способности фирмы.
- Отношение в рамках рабочих связей фирмы.
- Противодействие конкурентов.
Функциональная стратегия должна включать стратегию по НИОКР, производственную стратегию, маркетинговую стратегию, финансовую стратегию, стратегию информатизации, стратегию управления человеческими ресурсами.
Общая структура курсовой работы включает в себя следующие разделы:
* титульный лист;
* содержание;
* введение;
* теоретическая часть (глава 1);
* основная часть (глава 2);
* заключение (выводы и предложения);
* библиографический список;
* приложения
Таблица 8
Содержание и объем курсовой работы
Номера раздела
Наименование и содержание разделов курсовой работы
Объем, в листах
Количество часов на одного студента
Введение
1-2
Теоретическая часть работы
16-18
Практическая часть работы в соответствии с заданием (выполняется на примере предприятия, организации)