Дистанционное образование является компромиссом для всех вышеперечисленных проблем. Что же это такое? Исходя из вышесказанного, это отдаленное обучение, т.е. на расстоянии, когда преподаватель (тьютор) и ученик могут находиться на любом расстоянии друг от друга. Учебные материалы предоставляются через Интернет, да и практически все обучение проводят с помощью новых технологий. Именно они и обеспечивают общедоступность и низкую стоимость дистанционного образования, предоставляя возможности получить образование без переезда в другой город. Развитие дистанционного образования появилось благодаря современным достижениям в области развития технологий, средств массовой информации и связи и т.д. Оно использует такие достижения как компьютерные и информационные технологии, учебное телевидение, спутниковые системы связи, распространение компьютерных учебных программам, видеодисков с ними и т.д.
Формы организации дистанционных занятий:
Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий.
Веб занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций
Телеконференция— проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты.
Основные системы дистанционного обучения.
Среди них можно выделить две основные группы решений: коммерческие и свободно распространяемые системы.
MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) свободно распространяемая модульная система для организации обучающих сайтов и online-курсов.
Moodle переведена на десятки языков, в том числе и русский и используется почти в 50 тысячах организаций из более чем 200 стран мира. В РФ зарегистрировано более 1000 инсталляций. Количество пользователей Moodle в некоторых инсталляциях достигает 500 тысяч человек.
Благодаря развитой модульной архитектуре, возможности Moodle могут легко расширяться сторонними разработчиками. Существенное расширение функциональных возможностей Moodle достигается за счёт интеграции подсистемы для организации вебинаров/вебконференций (например «ВизардФорум»). Помимо языковой поддержки и шаблонов оформления, Moodle позволяет подключать также следующие типы модулей:
· Элементы курса
· Отчеты администратора
· Типы заданий
· Плагины аутентификации
· Блоки
· Форматы курсов
· Отчеты по курсам
· Поля базы данных (для элемента курса "База данных")
Claroline разрабатывается в Бельгии и поддерживает более трех десятков языков, в том числе и русский.
В силу своего монолитного строения добавление или изменения возможностей системы требует существенной переработки исходных кодов. Одним из ответвлений Claroline является платформа Dokeos, целью которой является переориентация системы с университетов на коммерческие предприятия.
ATutor – канадская свободно распространяемая модульная система
Основная задача, которая была поставлена перед разработчиками эта легкость установки, настройки и работы с системой.
Еще одним представителем модульных систем является платформа Sakai.
Sakai обладает следующими набором особенностей:
Sakai является мультиплатформенной свободно распространяемой системой с открытым исходным кодом, поддерживающей множество международных стандартов.
Система поддерживает различные уровни доступа и персонификацию учебного пространства каждого пользователя, что позволяет не только создать для обучающихся комфортные условия для работы с системой, но и обеспечить должную защиту информации. Это особенно важно в корпоративной среде, позволяя работникам получить свободный доступ к системе, при этом ограничив доступ к информации сторонних лиц.
Основные (Core). Наиболее стабильные и часто используемые инструменты. Сообщество Sakai обладает достаточным опытом в их использовании и уверено в их надежности, стабильности и масштабируемости. Подобные инструменты по умолчанию включены в релиз-версии продукта.
Предварительные (Provisional). Инструменты, опыт работы с которыми еще недостаточно накоплен сообществом.
Дополнительные (Contrib). Наиболее часто это инструменты, находящиеся на ранних стадиях разработки и не рекомендованные к применению в работе, поскольку сообщество еще не накопило достаточно опыта при работе с ними.
Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения:
1)Кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах.
2) Вторая технология - телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь.
3)Третья технология - это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.