Выполнив вышеописанные условия, можно приступать к разработке, которая осуществляется в несколько этапов.
Этап I. Поиск идей.
Он должен вестись систематически, а не от случая к случаю. Надо определить, на какие продукты и рынки следует обратить внимание. Все зависит от цели, к которой стремится предприятие: лидерство на рынке, увеличение продаж, формирование имиджа и т. д. Источниками идей для создания продукта могут быть: потребители, конкуренты, поставщики, персонал, исследователи и др.
Этап II. Отбор идей.
Все идеи подлежат тщательному отбору с целью сосредоточения дальнейшего внимания на наиболее существенных. Каждая идея проверяется с точки зрения не только соответствия потребностям, способности обеспечить необходимую долю прибыли, но и содействия осуществлению маркетинговой стратегии предприятия СКСиТ.
Этап III. Разработка замысла продукта и его проверка.
Идея – общее представление о возможном продукте, который предприятие могло бы предложить.
Замысел – проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями.
Надо учесть, что предпочтение продукту создается не только повышенным уровнем обслуживания при минимальной цене, но и индивидуальным характером, собственным обликом этого продукта, который нельзя повторить, имитировать в другом месте у конкурентов.
Этап IV. Разработка стратегии маркетинга, анализ маркетинговых возможностей.
Стратегия должна давать четкое представление о конкретных мерах по выведению нового продукта на рынок и включать подробный анализ целевого рынка, конкретные группы клиентов, заинтересованных в приобретении этой услуги, расчет предполагаемой цены, структуры затрат и др.
Анализ маркетинговых возможностей необходимо осуществить по трем направлениям:
– анализ рыночных возможностей, открываемых новинкой;
– анализ возможностей предприятия;
– соотношение имеющихся перспектив с целями предприятия.
Если анализ прошел успешно, можно приступать непосредственно к разработке.
Этап V. Разработка продукта.
Самый ответственный этап – воплощение замысла в нечто конкретное. Главное – добиться полного соответствия услуги характеристикам, заложенным в ее замысле. Только в этом случае новый продукт будет встречен потребителем так, как предполагалось при формировании его идеи.
Этап VI. Испытание продукта в рыночных условиях.
Данный этап предполагает экспериментальное внедрение, апробирование новинки в реальных условиях. В сфере туризма применяются ознакомительные (рекламные) бесплатные или льготные туры для турагентов, издателей и других заинтересованных лиц, организуемых туроператором. Этап важен с точки зрения проверки качества продукта, доступности цены и т. п. В случае положительных результатов рыночного испытания предприятие принимает окончательное решение о выведении продукта на коммерческую массовую основу.