Среди различных видов инноваций выделяют технологические и нетехнологические.
Под технологическими инновациями понимается совершенно новый или технологически значительно улучшенный продукт или процесс, который предлагается для продажи потенциальному потребителю.
Нетехнологические инновации отражают изменения в формах и методах управления, социальные сдвиги и т. д. При этом важно отличать инновацию от изобретения и не смешивать эти два понятия, поскольку изобретение – это только идея или прототип нового продукта или нового технологического процесса, и оно не превращается в инновацию до тех пор, пока не достигает рынка. Большинство изобретений никогда не становятся инновациями.
По своей эффективности инновации подразделяют на успешные и неудачные. Благодаря успешным инновациям достигается объем продаж, позволяющий окупить капиталовложения, связанные с внедрением нового технологического решения, и получить значительную прибыль. Напротив, неудачной считается инновация, которая не позволяет окупить производственные капиталовложения.
Технологические инновации могут быть классифицированы на инновации-продукты и инновации-процессы.
Инновации также подразделяются на базовые, улучшающие и псевдоинновации.
К базовым относятся инновации, реализация которых вызвана появлением новых отраслей промышленности или новых рынков сбыта. Далее по мере совершенствования базовые инновации превращаются в усовершенствованные (улучшающие). Когда же инновационный потенциал исчерпывается, то появляющиеся на основе данной технологии инновации относятся к классу псевдоинноваций.
Большое разнообразие видов и типов инноваций определяет необходимость их кодирования. Процесс кодирования заключается в присвоении каждой инновации цифрового кода, где каждая цифра означает вид инновации по конкретному признаку. Кодирование инноваций позволяет автоматизировать процесс их нахождения и отбора.
Каждая инновация характеризуется определенной степенью новизны. Новизна – это непременное свойство и самостоятельная ценность любого нововведения, отличающие его от предшествующих новшеств. В соответствии с этим любой новый продукт всегда отличается по каким-либо признакам от существующего класса подобных продуктов, и это отличие обладает определенной ценностью.
Новизна как свойство продукта сохраняется лишь определенный период времени, который ограничивается наступлением срока его морального старения (износа). На практике новизну продукта определяют с учетом жизненного цикла, где точным пороговым критерием новизны является момент максимума продаж. Таким образом, в течение всего инновационного периода до достижения максимума продукт считается новым, а после этого момента – традиционным, устаревшим.
Новизна бывает абсолютной и относительной. Абсолютная новизна фиксируется при отсутствии аналогов данного новшества. Относительная новизна определяется по выбранному признаку: отдельные элементы являются новыми; необычное сочетание ранее известных элементов; более низкие затраты на НИОКР и т. д.
Кроме того, существует псевдоновизна, подразумевающая не улучшение продукта, а его видоизменение.