В настоящее время Россия переживает бум новаторства: на смену одним технологиям и методам приходят другие. Инновационной деятельностью вынуждены заниматься буквально все организации и субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного предприятия в сфере малого бизнеса. Но примерно 15 лет назад понятие «инновационная деятельность» широко не применялось. В специальной литературе и официальных документах чаще всего использовались понятия «научно-технический прогресс», «внедрение достижений науки и техники» и т. п., что характерно для централизованно управляемой экономики.
В настоящее время российская экономика продолжает переживать кризис (хотя в последние годы наблюдаются положительные тенденции), выход из которого во многом зависит от ориентации на активную инновационную деятельность.
Терминология в области инновационной деятельности включает такие понятия, как инновация, новшество, научно-технический прогресс и др. (см. глоссарий).
Впервые термин «инновация» ввел австрийский ученый И. Шумпетер в 30-х гг. ХХ в. Он определил «инновацию» как «изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности».
Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности (открытие, изобретение, патент, товарный знак, документация на новый/усовершенствованный продукт, технологию, метод, порядок).
Инновация – конечный результат внедрения новшества.
Таким образом, новшество становится инновацией с момента принятия к распространению.