русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Инновационный педагогический процесс и инновационная педагогическая деятельность.


Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 4127; Нарушение авторских прав


«Инновационный педагогический процесс», а вернее,- процессы в области образования- это управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.

 

Российские учёные чаще всего выделяют 2 основных типа инновационных процессов в области образования:

1 тип: инновации, происходящие стихийно, эмпирическим путём, без полноты осознания всей системы условий и средств осуществления инновационного процесса (учителя-новаторы),

2 тип: инновации, являющиеся продуктом осознанной целенаправленной, научно-обоснованной междисциплинарной деятельности.

Структура инновационного процесса определяется внутренней, предметной логикой движения от идеи новшества до его использования конечным потребителем. Функционирование этого процесса имеет воспроизводимый характер.

И его примерный алгоритм предполагает следующие этапы:

1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований, или- как мгновенного «озарения».

2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощённого в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.

3. Этап нововведения – на нём происходит практическое применение полученного новшества, его доработка. Завершается- получением устойчивого эффекта от новшества.

4. Этап распространения новшества- широкое внедрение и распространение его в новые сферы (диффузия).

5. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестаёт быть таковым, теряет свою новизну. Завершается этап- появлением эффективной альтернативы или замены на что-то более эффективное.

6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.



 

 

Этой линейной динамике инновационного процесса соответствует и другая динамика, исходящая из жизненного цикла:

*возникновение (старт),- *быстрый рост (освоение),-

-*зрелость (насыщенность, распространение),- *рутинизация (длительное использование),- *финиш (потеря новизны).

Однако, подобные линейные структуры инновационного процесса – весьма схематичны и условны. Реальное его развёртывание может иметь перерывы, этапы могут иметь различную продолжительность и не чёткую последовательность.

Инновационный педагогический процесс, при его рассмотрении и анализе,- явление многогранное:

-его деятельностный аспект включает в себя- мотив- цель- задачи, -содержание,- методы,- формы,- действия,- результаты.

-его содержательный аспект содержит- идею,- разработку,- освоение,- результаты.

-его управленческий аспект включает- целеполагание,- планирование,- организацию,- руководство,- контроль,- анализ.

-его уровневый аспект предполагает- школьный уровень,- районный,- региональный,- международный.

 

Исследователи отмечают, что развитию инновационных процессов присущи определённые законы и закономерности:

-закон необратимой дестабилизации инновационной среды;

-закон финальной реализации инновационного процесса;

-закон стереотипизации инноваций;

-закон цикловой повторяемости, возвращаемости инноваций.

Таковы общенаучные трактовки понятия инновационного процесса.

 

 

У волгоградских исследователей разработана система показателей- критериев инновационной деятельности, позволяющая объективно определять её действительную новизну.

 

Основные показатели (критерии), по которым можно описать инновационную деятельность (Саранов А.М.):

 

1критерий: -уровень, на котором вводится и реализуется процесс нововведения:

а) уровень радикального преобразования,

б) уровень модернизации,

в) уровень технологизации.

 

2 критерий: -масштаб инноваций

а) глобальный – страна, республика, регион,

б) коренной –новые типы учебно-воспитательных учреждений,

в) локальный – авторский, индивидуальный.

 

3 критерий: - содержание инноваций, т.е. та сфера, в которой осуществляется нововведение:

*в целях обучения и воспитания, *в содержании образования и воспитания, *в технологии обучения и воспитания, *в организации УВП, *в системе управления и самоуправления, *в системе финансирования, *в материально-техническом оснащении УВП,

*в подборе кадров и системе повышения квалификации.

 

4 критерий: - длительность функционирования нововведения,

т.к. любое нововведение требует проверки эффективности и результативности новшеств как минимум в течение года.

 

5 критерий: -степень готовности отдельных педагогов и всего педколлектива школы к инновационному поиску и инновационной деятельности.

 

6 критерий: -научная и информационная оснащённость, связь с научно-исследовательскими центрами.

 

7критерий: -степень открытости результатов инновационной деятельности в самом учебно-воспитательном учреждении и за его пределами.

 

К этим показателям-критериям автор добавляет критерии эффективности инновационной деятельности:

 

  1. Концептуальность. Необходимо проанализировать концептуальные основы программы развития школы и программы опытно-экспериментальной работы (ОЭР) учителя.
  2. Методологическая обоснованность программы ОЭР. Соответствует ли решаемая в процессе ОЭР проблема- потребностям педагогической науки и практики; есть ли чёткая программа проведения инновационного поиска .
  3. Технологичность. Чёток ли алгоритм, имеется ли методическое обеспечение, возможна ли проверка результатов, их достоверность и пр.
  4. Востребованность. Можно ли использовать результаты ОЭР в массовой практике, нуждается ли она в них.
  5. Масштабность, апробация, внедрение. Важно, что бы эксперимент был не единичным, а освоенное новшество охватывало большую часть УВП. Только в этом случае выводы об эффективности будут достоверны.
  6. Педагогическая результативность. Результаты ОЭР подтверждены диагностиками и могут быть использованы для дальнейшего развития школы.
  7. Оптимальность затрат времени, средств, ресурсов. Когда лучшие результаты достигнуты при наименьших затратах по сравнению с традиционным подходом, и без дополнительных нагрузок на учащихся..

 

Инновационная деятельность,- это деятельность педагога/команды по поиску, созданию, внедрению и осуществлению новаций и инноваций в педагогический процесс.

 

Загвязинский В.И. выделяет следующие типы педагогов:

1)-педагоги-новаторы- это авторы новых педагогических систем как совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий: Шацкий, Макаренко А.С., Иванов И.П., Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А., и др.

 

2)-педагоги-модернизаторы- это творчески работающие педагоги, которые не создают нового, но которые комбинируют новшества, вводят новые элементы и пр., т.е. занимаются инновационной деятельностью;

3)-педагоги-мастера- педагоги, которые быстро воспринимают и умело используют как традиционные, так и новые подходы, методы, формы.

 

Юсуфбекова Н.Р. выделяет два типа:

1)-педагогов-новаторов – те, кто претворяет в жизнь новые идеи творчески работающих коллег, и-

2)-педагогов-инноваторов -это те, кто сам создаёт и реализует нечто новое в организации процесса образования и воспитания.

 

А Поляков С.Д. выделяет типы нововведенческой работы в зависимости от роли в ней педагогов, выстраивая из этих типов условную «лесенку»:

1 тип: нововведение типа «Приказ»-

-когда администратор- инициатор новшества- рассчитывает на силу распоряжений и неотступность контроля. Позиция педагогов при таком подходе- позиция объекта.

2 тип: нововведение типа «Прививка»-

-когда в жизни педагогического учреждения ничего не меняется, но добавляется новый элемент (новый уч.предмет, новый клуб и пр.).

3 тип: классическое «Внедрение»-

-учителей при этом просвещают, агитируют, обучают умению работать по-новому, включают соответствующие материальные и моральные стимулы; но при этом новшество НЕ рождено в коллективе, привнесено извне. Большинство педколлективов идут по этой схеме.

4 тип: нововведение типа «Взращивание»-

-умный инноватор не спешит внедрять готовую идею, а организует практическую работу, используя активные методы освоения педагогами новшества.

5 тип: «Выращивание»-

-инноватор организует процесс совместной с коллегами выработки нужной школе идеи и проекта, совместно разрабатывают их, и потом реализуют как СВОЙ, а не чужой, проект.

 

 

Примеры инновационной деятельности. Авторские школы.

 

Инновационный характер образования, развитие педагогического творчества, гуманизация и диверсификация (переход к разнообразию типов, уровней, профилей) образования ярко проявились в создании школ, которые сначала были названы альтернативными (т.е. не соответствующие традиционному типу школ), а затем получили

название АВТОРСКИХ. Произошло это в конце 80х годов 20го века.

 

Авторские школы- это учебные заведения, деятельность которых построена на основе оригинальных и эффективных (авторских) идей и технологий. Они представляют собой новую образовательную систему (или систему с элементами новизны) и создают новую образовательную практику. При этом, созидателем, автором-организатором такой школы является талантливый педагог, или авторский коллектив. Для авторских школ характерно создание собственных концепций развития, в основу которых положены идеи и замыслы автора.

 

Общими чертами авторских школ (Селевко Г.К.) являются:

 

- инновационность- наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса;

- альтернативность- отличие вновь предлагаемого содержания образования, подходов, технологий,- от традиционных, принятых в массовой школе;

- концептуальность- наличие самостоятельно разработанной концепции;

- систематичность и комплексность преобразований: от целей, содержания,- до структуры и технологий;

- социально-педагогическая целесообразность- соответствие целей школы- социальному заказу;

- реальность и эффективность- возможность получения эффективных результатов в реально существующих ситуациях.

 

Рассмотрим примеры авторских школ:

 

 

ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ . Это бывшая шк.№734 г.Москвы.

Директор и автор идеи-концепции- А.Н. Тубельский.

В её основе- идея свободного выбора, а также- идея формирования способности к самоопределению и самореализации личности.

Школьники, изучив «обязательное ядро» знаний, обеспечивающее развитие представлений о мире и человеке, а также- мыслительных способностей и учебной мотивации,- получают право выбора предметов, тех или иных лабораторий,- и начинают заниматься по индивидуальному учебному плану. Широко используется метод «погружения» в предмет, реализуется идея «пробы сил» на «продвинутых» уровнях и учебных курсах. Осуществляется право свободного выбора общественных дел.

 

ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР – г.Красноярск.

Школа В.С.Библера и С.Ю.Кургановой.

В основу положены идеи философа М.М.Бахтина о «культуре как диалоге»; «внутренней речи» Л.С.Выготского; и «идеи философской логики культуры» В.С.Библера. То есть,- идеи диалогичности любой культуры, её способности быть диалогичной как с другими культурами, так и с самой собой.

Идеал и цель школьного образования- не «человек образованный», а «человек культуры». Он формируется в диалоге и сопряжении разных культур и на основе вопросов и удивлений. И вся логика этой школы- это не «логика ответов», а «логика вопросов к культуре».

Личность ребёнка, по замыслу авторов, активизируется на вопросительном отношении к миру, на постоянной проблематизации любых научных, нравственных, житейских ситуаций.

В 1-2 классах- установка на «маленького почемучку»: задача увидеть мир как нечто загадочное, удивительное, интересное.

В 3-4 классах- диалог истории античной культуры с культурой Средневековья и Нового времени.

В 5-6 классах- углубляется диалог идеалов и идей Средневековья.

В 7-8 классах- углубляется диалог идеалов и идей Нового времени

(17-19века).

В 9-10 классах- культура современности.

В 11 классе- педагогические диалоги: выявляется смысл школы, образования, воспитания.

 

 

«НООСФЕРНАЯ» ШКОЛА . Это школа-лицей в Калужской области. Автор идеи- А.Буровский.

В основу модели положена концепция русских философов и учёных 20века: Н.Ф.Фёдорова, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, П.С.Флоренского, Н.С.Бердяева и др.

Ноосфера- (греч.-noos-разум, и –сфера-),- новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития и выживания самого человека.

В основе концепции- идея гармонического развития растущего человека средствами системного освоения мира природы и мира культуры; организация диалога мира природы и мира культуры; подбора учебного материала, отражающего глобальные и региональные социальные и экологические проблемы; понимание детьми окружающего мира и себя в нём как целостной системы.

В лицее введены новые курсы: «Игровая экология», «Занимательная астрономия», «Природа и культура», «Естественная история», «Естествознание», и др.

 

АДАПТИВНАЯ ШКОЛА, или «школа для всех». Это бывшая шк.№109 г.Москвы. Автор- Е.А.Ямбург.

Школа предназначена и для одарённых, и для обычных детей, а также для тех, кто нуждается в коррекционном обучении. Такая школа объединяет под одной крышей, в одном коллективе лицейские или гимназические классы, классы нормы и классы коррекции. Это массовая школа, в которой есть место каждому ребёнку.

Во главу угла школа ставит физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся, организуя учебный процесс так, что бы не допускать перегрузок, избегать неврозов, обеспечить своевременную медико-психологическую диагностику и помощь воспитанникам.

Т.о. на основе адаптации школьников к условиям обучения, и- адаптации самой школы к различным категориям учащихся,- решается центральная задача: сохранение личности воспитанника в весьма сложных, подчас драматических жизненных обстоятельствах.

 

СРС 5: подготовьте реферативные выступления об авторских школах России и Волгограда.

Одной из характеристик современного образования является его ВАРИАТИВНОСТЬ.

Вариативность образовательных учреждений предусматривается разнообразинм типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений (см.табл. в уч.Борытко Н.М., Ч.1, стр.140-142). Они могут быть выбраны родителями или самими детьми в зависимости от особенностей здоровья, специфики интересов, способностей.

Получили, также, широкое распространение след.типы инновационных школ:

 

ЛИЦЕИ- средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определённому профилю. Обычно лицеи возникают при ВУЗах, и осуществляют довузовскую подготовку. Это школы для старшеклассников. Однако, зачастую в лицеях создаются и младшие про-лицейские классы. Могут быть как одно-, так и многопрофильными.

 

ГИМНАЗИИ- это элитарные школы для способных и одарённых детей. Могут быть классическими и реальными. Классические- обычно готовят своих выпускников для университетов и гуманитарных ВУЗов, реальные- для технических и сельскохозяйственных.

Изучение предметов- углубленное, наличие нескольких иностранных языков.

 

ПРОФИЛЬНЫЕ школы, или школы с УГЛУБЛЕННЫМ изучением предметов. Это школы с углубленным изучением предметов, школы природы, школы здоровья, художественные школы, спортивные, архитектурные, и пр. общеобразовательные школы.

 

Школы- экспериментальные площадки: шк.личностно-ориентированного обучения; шк-дифференцированного обучения, школа завтрашнего дня (Ховарда), школа свободного предметно-чувственного развития (Монтессори), и др.

 

СРС 6: подготовьте реферативные выступления об инновационных школах.

СРС 7: сравните традиционные и инновационные школы (лит.1,с210).

5. Школа завтрашнего дня. Стандарты третьего поколения.

-общий обзор тенденций и посл.документов.- Сам-но.

 

 

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Определение основных понятий. | I. Цели и задачи инновационного развития Чувашской Республики


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.018 сек.