«Инновационный педагогический процесс», а вернее,- процессы в области образования- это управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств.
Российские учёные чаще всего выделяют 2 основных типа инновационных процессов в области образования:
1 тип: инновации, происходящие стихийно, эмпирическим путём, без полноты осознания всей системы условий и средств осуществления инновационного процесса (учителя-новаторы),
2 тип: инновации, являющиеся продуктом осознанной целенаправленной, научно-обоснованной междисциплинарной деятельности.
Структура инновационного процесса определяется внутренней, предметной логикой движения от идеи новшества до его использования конечным потребителем. Функционирование этого процесса имеет воспроизводимый характер.
И его примерный алгоритм предполагает следующие этапы:
1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества; условно его называют этапом открытия, которое является результатом, как правило, фундаментальных и прикладных научных исследований, или- как мгновенного «озарения».
2. Этап изобретения, т.е. создания новшества, воплощённого в какой-либо объект, материальный или духовный продукт-образец.
3. Этап нововведения – на нём происходит практическое применение полученного новшества, его доработка. Завершается- получением устойчивого эффекта от новшества.
4. Этап распространения новшества- широкое внедрение и распространение его в новые сферы (диффузия).
5. Этап господства новшества в конкретной области, когда собственно новшество перестаёт быть таковым, теряет свою новизну. Завершается этап- появлением эффективной альтернативы или замены на что-то более эффективное.
6. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом.
Этой линейной динамике инновационного процесса соответствует и другая динамика, исходящая из жизненного цикла:
*возникновение (старт),- *быстрый рост (освоение),-
Однако, подобные линейные структуры инновационного процесса – весьма схематичны и условны. Реальное его развёртывание может иметь перерывы, этапы могут иметь различную продолжительность и не чёткую последовательность.
Инновационный педагогический процесс, при его рассмотрении и анализе,- явление многогранное:
-его деятельностный аспект включает в себя- мотив- цель- задачи, -содержание,- методы,- формы,- действия,- результаты.
Таковы общенаучные трактовки понятия инновационного процесса.
У волгоградских исследователей разработана система показателей- критериев инновационной деятельности, позволяющая объективно определять её действительную новизну.
Основные показатели (критерии), по которым можно описать инновационную деятельность (Саранов А.М.):
1критерий: -уровень, на котором вводится и реализуется процесс нововведения:
3 критерий: - содержание инноваций, т.е. та сфера, в которой осуществляется нововведение:
*в целях обучения и воспитания, *в содержании образования и воспитания, *в технологии обучения и воспитания, *в организации УВП, *в системе управления и самоуправления, *в системе финансирования, *в материально-техническом оснащении УВП,
*в подборе кадров и системе повышения квалификации.
т.к. любое нововведение требует проверки эффективности и результативности новшеств как минимум в течение года.
5 критерий: -степень готовности отдельных педагогов и всего педколлектива школы к инновационному поиску и инновационной деятельности.
6 критерий: -научная и информационная оснащённость, связь с научно-исследовательскими центрами.
7критерий: -степень открытости результатов инновационной деятельности в самом учебно-воспитательном учреждении и за его пределами.
К этим показателям-критериям автор добавляет критерии эффективности инновационной деятельности:
Концептуальность. Необходимо проанализировать концептуальные основы программы развития школы и программы опытно-экспериментальной работы (ОЭР) учителя.
Методологическая обоснованность программы ОЭР. Соответствует ли решаемая в процессе ОЭР проблема- потребностям педагогической науки и практики; есть ли чёткая программа проведения инновационного поиска .
Технологичность. Чёток ли алгоритм, имеется ли методическое обеспечение, возможна ли проверка результатов, их достоверность и пр.
Востребованность. Можно ли использовать результаты ОЭР в массовой практике, нуждается ли она в них.
Масштабность, апробация, внедрение. Важно, что бы эксперимент был не единичным, а освоенное новшество охватывало большую часть УВП. Только в этом случае выводы об эффективности будут достоверны.
Педагогическая результативность. Результаты ОЭР подтверждены диагностиками и могут быть использованы для дальнейшего развития школы.
Оптимальность затрат времени, средств, ресурсов. Когда лучшие результаты достигнуты при наименьших затратах по сравнению с традиционным подходом, и без дополнительных нагрузок на учащихся..
Инновационная деятельность,- это деятельность педагога/команды по поиску, созданию, внедрению и осуществлению новаций и инноваций в педагогический процесс.
Загвязинский В.И. выделяет следующие типы педагогов:
1)-педагоги-новаторы- это авторы новых педагогических систем как совокупности взаимосвязанных идей и соответствующих технологий: Шацкий, Макаренко А.С., Иванов И.П., Сухомлинский В.А., Амонашвили Ш.А., и др.
2)-педагоги-модернизаторы- это творчески работающие педагоги, которые не создают нового, но которые комбинируют новшества, вводят новые элементы и пр., т.е. занимаются инновационной деятельностью;
3)-педагоги-мастера- педагоги, которые быстро воспринимают и умело используют как традиционные, так и новые подходы, методы, формы.
Юсуфбекова Н.Р. выделяет два типа:
1)-педагогов-новаторов – те, кто претворяет в жизнь новые идеи творчески работающих коллег, и-
2)-педагогов-инноваторов -это те, кто сам создаёт и реализует нечто новое в организации процесса образования и воспитания.
А Поляков С.Д. выделяет типы нововведенческой работы в зависимости от роли в ней педагогов, выстраивая из этих типов условную «лесенку»:
1 тип:нововведение типа «Приказ»-
-когда администратор- инициатор новшества- рассчитывает на силу распоряжений и неотступность контроля. Позиция педагогов при таком подходе- позиция объекта.
2 тип:нововведение типа «Прививка»-
-когда в жизни педагогического учреждения ничего не меняется, но добавляется новый элемент (новый уч.предмет, новый клуб и пр.).
3 тип:классическое «Внедрение»-
-учителей при этом просвещают, агитируют, обучают умению работать по-новому, включают соответствующие материальные и моральные стимулы; но при этом новшество НЕ рождено в коллективе, привнесено извне. Большинство педколлективов идут по этой схеме.
4 тип: нововведение типа «Взращивание»-
-умный инноватор не спешит внедрять готовую идею, а организует практическую работу, используя активные методы освоения педагогами новшества.
5 тип: «Выращивание»-
-инноватор организует процесс совместной с коллегами выработки нужной школе идеи и проекта, совместно разрабатывают их, и потом реализуют как СВОЙ, а не чужой, проект.
Примеры инновационной деятельности. Авторские школы.
Инновационный характер образования, развитие педагогического творчества, гуманизация и диверсификация (переход к разнообразию типов, уровней, профилей) образования ярко проявились в создании школ, которые сначала были названы альтернативными (т.е. не соответствующие традиционному типу школ), а затем получили
название АВТОРСКИХ. Произошло это в конце 80х годов 20го века.
Авторские школы- это учебные заведения, деятельность которых построена на основе оригинальных и эффективных (авторских) идей и технологий. Они представляют собой новую образовательную систему (или систему с элементами новизны) и создают новую образовательную практику. При этом, созидателем, автором-организатором такой школы является талантливый педагог, или авторский коллектив. Для авторских школ характерно создание собственных концепций развития, в основу которых положены идеи и замыслы автора.
Общими чертами авторских школ (Селевко Г.К.) являются:
- инновационность- наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса;
- альтернативность- отличие вновь предлагаемого содержания образования, подходов, технологий,- от традиционных, принятых в массовой школе;
- концептуальность- наличие самостоятельно разработанной концепции;
- систематичность и комплексность преобразований: от целей, содержания,- до структуры и технологий;
- социально-педагогическая целесообразность- соответствие целей школы- социальному заказу;
- реальность и эффективность- возможность получения эффективных результатов в реально существующих ситуациях.
Рассмотрим примеры авторских школ:
ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ . Это бывшая шк.№734 г.Москвы.
Директор и автор идеи-концепции- А.Н. Тубельский.
В её основе- идея свободного выбора, а также- идея формирования способности к самоопределению и самореализации личности.
Школьники, изучив «обязательное ядро» знаний, обеспечивающее развитие представлений о мире и человеке, а также- мыслительных способностей и учебной мотивации,- получают право выбора предметов, тех или иных лабораторий,- и начинают заниматься по индивидуальному учебному плану. Широко используется метод «погружения» в предмет, реализуется идея «пробы сил» на «продвинутых» уровнях и учебных курсах. Осуществляется право свободного выбора общественных дел.
ШКОЛА ДИАЛОГА КУЛЬТУР – г.Красноярск.
Школа В.С.Библера и С.Ю.Кургановой.
В основу положены идеи философа М.М.Бахтина о «культуре как диалоге»; «внутренней речи» Л.С.Выготского; и «идеи философской логики культуры» В.С.Библера. То есть,- идеи диалогичности любой культуры, её способности быть диалогичной как с другими культурами, так и с самой собой.
Идеал и цель школьного образования- не «человек образованный», а «человек культуры». Он формируется в диалоге и сопряжении разных культур и на основе вопросов и удивлений. И вся логика этой школы- это не «логика ответов», а «логика вопросов к культуре».
Личность ребёнка, по замыслу авторов, активизируется на вопросительном отношении к миру, на постоянной проблематизации любых научных, нравственных, житейских ситуаций.
В 1-2 классах- установка на «маленького почемучку»: задача увидеть мир как нечто загадочное, удивительное, интересное.
В 3-4 классах- диалог истории античной культуры с культурой Средневековья и Нового времени.
В 5-6 классах- углубляется диалог идеалов и идей Средневековья.
В 7-8 классах- углубляется диалог идеалов и идей Нового времени
(17-19века).
В 9-10 классах- культура современности.
В 11 классе- педагогические диалоги: выявляется смысл школы, образования, воспитания.
«НООСФЕРНАЯ» ШКОЛА . Это школа-лицей в Калужской области. Автор идеи- А.Буровский.
В основу модели положена концепция русских философов и учёных 20века: Н.Ф.Фёдорова, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского, П.С.Флоренского, Н.С.Бердяева и др.
Ноосфера- (греч.-noos-разум, и –сфера-),- новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором её развития и выживания самого человека.
В основе концепции- идея гармонического развития растущего человека средствами системного освоения мира природы и мира культуры; организация диалога мира природы и мира культуры; подбора учебного материала, отражающего глобальные и региональные социальные и экологические проблемы; понимание детьми окружающего мира и себя в нём как целостной системы.
В лицее введены новые курсы: «Игровая экология», «Занимательная астрономия», «Природа и культура», «Естественная история», «Естествознание», и др.
АДАПТИВНАЯ ШКОЛА, или «школа для всех». Это бывшая шк.№109 г.Москвы. Автор- Е.А.Ямбург.
Школа предназначена и для одарённых, и для обычных детей, а также для тех, кто нуждается в коррекционном обучении. Такая школа объединяет под одной крышей, в одном коллективе лицейские или гимназические классы, классы нормы и классы коррекции. Это массовая школа, в которой есть место каждому ребёнку.
Во главу угла школа ставит физическое, психическое и нравственное здоровье учащихся, организуя учебный процесс так, что бы не допускать перегрузок, избегать неврозов, обеспечить своевременную медико-психологическую диагностику и помощь воспитанникам.
Т.о. на основе адаптации школьников к условиям обучения, и- адаптации самой школы к различным категориям учащихся,- решается центральная задача: сохранение личности воспитанника в весьма сложных, подчас драматических жизненных обстоятельствах.
СРС 5: подготовьте реферативные выступления об авторских школах России и Волгограда.
Одной из характеристик современного образования является его ВАРИАТИВНОСТЬ.
Вариативность образовательных учреждений предусматривается разнообразинм типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений (см.табл. в уч.Борытко Н.М., Ч.1, стр.140-142). Они могут быть выбраны родителями или самими детьми в зависимости от особенностей здоровья, специфики интересов, способностей.
Получили, также, широкое распространение след.типы инновационных школ:
ЛИЦЕИ- средние учебные заведения с углубленным изучением дисциплин по определённому профилю. Обычно лицеи возникают при ВУЗах, и осуществляют довузовскую подготовку. Это школы для старшеклассников. Однако, зачастую в лицеях создаются и младшие про-лицейские классы. Могут быть как одно-, так и многопрофильными.
ГИМНАЗИИ- это элитарные школы для способных и одарённых детей. Могут быть классическими и реальными. Классические- обычно готовят своих выпускников для университетов и гуманитарных ВУЗов, реальные- для технических и сельскохозяйственных.
Изучение предметов- углубленное, наличие нескольких иностранных языков.
ПРОФИЛЬНЫЕ школы, или школы с УГЛУБЛЕННЫМ изучением предметов. Это школы с углубленным изучением предметов, школы природы, школы здоровья, художественные школы, спортивные, архитектурные, и пр. общеобразовательные школы.
Школы- экспериментальные площадки: шк.личностно-ориентированного обучения; шк-дифференцированного обучения, школа завтрашнего дня (Ховарда), школа свободного предметно-чувственного развития (Монтессори), и др.
СРС 6: подготовьте реферативные выступления об инновационных школах.
СРС 7: сравните традиционные и инновационные школы (лит.1,с210).
5. Школа завтрашнего дня. Стандарты третьего поколения.
-общий обзор тенденций и посл.документов.- Сам-но.