русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Из истории вопроса.


Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 778; Нарушение авторских прав


 

В конце 20 – начале 21 века на повестку дня встал вопрос о необходимости модернизации всех сторон общественной жизни, и в первую очередь,- образования. Причины этого (Симонов В.М.) таковы:

1. Объём информации в области науки, культуры и производства увеличивается за каждые 10 лет в 3-4 раза, знания стареют, не находят применения, а на получение самостоятельного знания школа слабо ориентировании.

2. Налицо рассогласование между изменяющимися потребностями общества, требованиями к профессиональной подготовке,- и уровнем реальной подготовки выпускников школы.

3. Современное человечество уже немыслимо без информационных технологий, однако они очень медленно внедряются в школьную практику .

4. Изменились ценностные ориентации общества: их основой всё настойчивее становится понимание и признание того, что Человек- наивысшая ценность, мера всех вещей.

5. Несоответствие традиционных целей образования (познание мира через научно-организованную информацию) - и новых задач образования как приобщения человека к основным ценностям общества, обеспечивающего становление и развитие личности, её успешное включение в социум и современные мировые процессы.

6. Изменение традиционной образовательной парадигмы- сначала на гуманистическую, затем,- на гуманитарную.

7. Объективные общественно-экономические «вызовы», связанные, с одной стороны,- с недопустимостью воспроизводства образования вчерашнего дня, а с другой, - понимание того, что глубокое и качественное образование, ориентированное на самообразование,- есть тот базовый ресурс общества, в который и нужно инвестировать средства.

СРС 1: Познакомьтесь с документом «Российское образование- 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях».

Добавьте собственное понимание причин необходимости модернизации и реорганизации отечественного образования .



Необходимость модернизации образования привела к тому, что всё чаще стали говорить об инновационных процессах в образовании.

В мировой научной действительности есть целая область исследований возникновения и распространения нового в социальной жизни. И называется она: инноватика.

Немного истории.

Слово «инноватика» появилось в науке в конце 19 века в работах экономистов и культурологов. В 30-ые годы 20 века на Западе возникла специальная отрасль исследования нововведений – инноватика. Она возникла как отражение обострившейся в кризисные и послекризисные времена потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг и идей.

Первоначально предметом изучения инноватики были экономические и социальные закономерности создания и распространения научно-технических новинок. Но довольно быстро интересы новой научной отрасли расширились и стали охватывать социальные новшества, прежде всего – нововведения в организациях и на предприятиях (изменение их структуры, способов принятия решений, освоение новой деятельности).

С самого начала инноватика развивалась как меж-и-много- дисциплинарная сфера исследований. Её «родственниками» оказались философия и социология, теория управления и психология, экономика и культурология. К 70ым годам 20 века наука о нововведениях в странах Запада становится сложной, разветвлённой отраслью: проводятся конференции, семинары, издаются журналы, учебные пособия, популярные и научные книги.

И в нашей стране инновационные исследования начинают оформляться в самостоятельное направление научно-практической деятельности. В 80ые годы оформляются 2 группы исследователей, занимающихся проблемами инноватики: *московские социологи и философы во главе с Лапиным Н.И., и *эстонские исследователи, среди которых выделяется Юло Вооглайд.

Выходит книга И.Перлаги «Нововведение в организациях» и книги А.И.Пригожина : «Нововведения: стимулы и препятствия» и «Организация: системы и люди». Это- теоретическая база. Но проблем педагогики она пока не затрагивает. Зато в педагогической прессе постоянно появляются публикации о передовом педагогическом опыте, педагогах-новаторах, авторских системах и находках. Появляются новые типы школ, в т.ч.- авторские.

Оглянувшись в историю педагогики, отметим, что инновационность всегда была свойственна педагогической действительности.

Зародившись ещё в Древней Греции метод майевтики – сократических бесед-, приводящих к истине, был в своё время значительным новшеством и не потерял своего развивающего потенциала до наших дней. Глубоко инновационными для своего времени были теория и практика Я.А.Коменского, заложившего основы классно-урочной системы, сформулировавшего ведущие принципы массового обучения, центральным из которых был принцип природосообразности и наглядности. Выдающийся философ и педагогЖ.Ж.Руссо обосновал инновационную для своего времени теорию свободного воспитания, которое происходит в процессе наблюдений, чтения, труда, бесед, духовно обогащая и закаляя душу подрастающего человека.

Инновационные процессы в педагогической теории и образовательной практике заметно активизировались в конце 19- начале 20вв, когда в связи с быстрым развитием науки и техники и социальными катаклизмами усилился интерес и к проблеме формирования личности и индивидуальности, и к социальному воспитанию, и к вопросам гуманизации и качества образования.. В это время реализуется на практике теория активной, деятельностной школы Д.Дьюи, метод проектов Д.Килпатрика, идеи гуманизации К.Роджерса, школа свободного развития Р.Штайнера, система свободного развивающего обучения и воспитания М.Монтессори.

 

СРС2: а) подготовьте краткие сообщения о вышеназванных новациях;

б) законспектируйте основные идеи К.Роджерса (лит.1,стр.204-208)

 

Богатые инновационные традиции отличают и отечественную педагогику. Вспомним комплексное обучение и воспитание (педагогическую антропологию) К.Д.Ушинского; оригинальную систему свободного нравственного воспитания, основанную на народной мудрости, Л.Н.Толстого; опыт трудового воспитания С.Т.Шацкого; новаторскую теорию и практику воспитания в коллективе и через коллектив А.С.Макаренко; гуманную школу радости В.А.Сухомлинского; и др.

Особую роль в социальной жизни и в развитии системы образования сыграла блестящая плеяда педагогов-новаторов 70-90х годов 20века :

Ш.А.Амонашвили, И.В.Волков, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, В.Ф.Шаталов, И.П.Иванов, М.П.Щетинин, В.А.Караковский, и др.

Очень разные по творческому стилю, эти педагоги были едины в стремлении помочь ребёнку, выйти на сотрудничество с ним, раскрыть его способности, помочь ему в самореализации. Их заслуга заключается в том, что они проторили дорогу демократическим преобразованиям в нашей школе, укрепили в ней позиции гуманного отношения и сотрудничества с детьми, а также- на деле доказали право учителя на творческие поиски, на педагогический эксперимент, на собственную педагогическую систему.

Весьма плодотворным было и развивающееся вслед за поисками учителей-новаторов массовое инновационное движение последнего десятилетия 20 века, когда в России произошёл трудный, болезненный, но назревавший поворот к рыночной экономике и демократии. Инновационный поиск охватил все регионы и тысячи коллективов. И хотя в тот период не обошлось без издержек (псевдоноваторство, лишь имитация поиска и пр.), именно то реальное движение к новому обеспечило нашему образованию выживание в тяжёлых условиях социально-экономического кризиса и позволило накопить практический опыт новаторства, новые идеи и находки. На повестку дня встал вопрос об их теоретическом осмыслении и рождении новой научной отрасли «Педагогическая инноватика».

Водоразделом в этом процессе стал Всероссийский семинар-конференция 1990г. в Новгороде «Проблемы теории и практики инновационных процессов в системе образования», сформулировавший 3 основные задачи педагогической инноватики:

1. –изучение процесса создания педагогических новшеств.

2. –исследование их освоения педагогическим сообществом.

3. –анализ практики применения нового.

Возникла Ассоциация инновационных школ и центров (президент Тубельский А.Н.).

Был создан Центр инновационных исследований и в нашем ВГПУ.

Возникли три направления исследований инноватики, согласно вышеназванным задачам: 1)-педагогическая неология (как создаются новшества), 2)- педагогическая аксиология (как меняются ценности нового в образовании), 3)- педагогическая праксиология(внедрение).

СРС3: подготовьте дополнительный материал из истории становления педагогической инноватики и инновационного движения.

(См.лит.: 1,6,13, и др.).

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема: Инновационные процессы в образовании. | Определение основных понятий.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.006 сек.