Составной частью электронного бизнеса выступает электронный маркетинг. Электронный маркетинг – это теория и методология организации маркетинговой деятельности при помощи современных информационных технологий. Электронными средствами комплекса маркетинговых мероприятий компании выступают электронные вычислительные устройства, телефоны, средства связи и электронные каналы коммуникации. Как и в случае с традиционной маркетинговой деятельностью, электронная маркетинговая деятельность состоит из известных компонентов маркетинг-микса 4P:
· Товарный маркетинг, концентрирующийся вокруг проблем разработки необходимых потребителям товаров/услуг (Product);
· Ценовая политика, ориентированная на уровни и поведение цен на рынке, с учётом ценовых методов стимулирования сбыта (Price);
· Продвижение товара/услуги путём информирования потенциальных клиентов о его достоинствах (Promotion);
· Дистрибьюция, или выбор наиболее оптимальных каналов сбыта и торговых посредников, организация транспортировки и хранения товара (Place).
Иногда к традиционной модели 4Р добавляют пятый элемент – сотрудников организации (People). В современном обществе особое значение приобретает кадровая политика компании, связанная с формированием лояльного к целям компании трудового коллектива. В итоге традиционная формула 4Р превращается в 5Р.
Однако в отличие от традиционного маркетинга электронный маркетинг приводит к некоторым, достаточно неожиданным последствиям. Во-первых, ещё больше ускоряется традиционный производственный цикл. Автоматизация бизнес-процессов приводит к тому, что увеличивается скорость реакции на запросы клиентов. Соответственно сокращается срок использования продукции потребителем.
Во-вторых, электронный маркетинг позволяет работать с многократно возросшим количеством бизнес-партнёров. При этом срок сотрудничества с конкретным бизнес-партнёром определяется поставленными задачами и сроками их реализации. Именно благодаря информационным технологиям повсеместным явлением стали транснациональные корпорации и международные торговые поставки. Глобальный характер современной конкуренции заставляет искать бизнес-партнёров по всему миру.
В-третьих, электронный маркетинг позволяет перейти к индивидуальному обслуживанию, даже если клиентами компании являются миллионы клиентов. Современные базы данных позволяют в автоматическом режиме отслеживать покупки клиентов, их предпочтения, уровень платёжеспособности и т.п.
Наконец, в-четвёртых, электронный маркетинг создаёт невиданные до сих пор возможности для гибкого реагирования на запросы потребителей. Осуществление реструктуризации предприятия значительно проще, если оно насыщено информационными технологиями. Точно также маркетинговая деятельность становится гораздо более эффективной, если она пользуется современными информационными технологиями.
Электронный маркетинг состоит из нескольких направлений: интернет-маркетинг, маркетинг по базам данных, мобильный маркетинг и т.п. Наибольшую известность и популярность получило понятие интернет-маркетинга, поскольку именно при помощи интернет-технологий осуществляется подавляющее количество мероприятий электронного маркетинга. Интернет-маркетинг можно определить как теорию и практику осуществления маркетинговой деятельности в Интернете.
В добавление к вышеуказанным чертам электронного маркетинга, интернет-маркетинг ещё больше сужает поле маркетинговой деятельности. В самом крайнем случае все компоненты маркетинг-микса осуществляются в одной «виртуальной» среде – Интернете. Так, например, происходит с чисто «электронными» или «цифровыми» товарами: информацией, результатами аналитической работы, электронными деньгами и т.п. В этом случае участники интернет-рынка не имеют необходимости вступать в непосредственный контакт друг с другом и фактически общаются с автоматизированными информационными системами. Однако, потребности в «физических» товарах и услугах сохраняются и, видимо, ещё не скоро полностью исчезнут. Именно поэтому стоит остановиться на основных инструментах интернет-маркетинга, которые отличают интернет-маркетинг от традиционной формы маркетинга. Следует сразу отметить, что наша классификация инструментов интернет-маркетинга не претендует на окончательную форму. Интернет-маркетинг развивается очень быстро, и поэтому приходится ориентироваться на инструменты, которые в данный момент можно считать эффективными.