Основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога (1859 — 1952), основавшего в 1894 году в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия чтением, счетом, письмом проводились только в связи с потребностями — инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их физиологического соревнования. Дьюи выделял четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский.
Концептуальные положения Дж.ДьюиРебенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребенок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Условиями успешности обучения являются:
— проблематизация учебного материала;
— активность ребенка;
— связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
— учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ решения;
— сталкивает противоречия практической деятельности;
— излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
— предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
— побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций;
— ставит конкретные вопросы;
— ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными данными, с противоречиями, с неопределенностью в постановке вопроса, с заведомо допущенными ошибками).
ШКОЛА ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ
(Д.Ховард, США)