Воздействие всех остальных факторов на спрос проявляется всдвиге кривой спросавправо — вверх при увеличении спроса ивлево — вниз при его уменьшении. Убедимся в этом.
Рис. 4.2. Сдвиги кривой спроса
Допустим, доходы потребителей выросли. Это означает, что при всех возможных ценах они станут покупать больше единиц данного товара, чем раньше, и кривая спроса перейдет из положения D0 в положение D1, (рис. 4.2). Напротив, при падении доходов линия спроса сместится влево, приняв видD2.
Предположим теперь, что потребители открыли для себя новые полезные (вредные) свойства данного блага. В этих случаях они будут покупать больше (меньше) такого блага при прежних ценах, т.е. вся кривая спроса опять же уйдет вправо (влево). Абсолютно аналогичный результат будет и в случае определенных потребительских ожиданий. Так, если потребители ожидают в близком будущем повышения (снижения) цены на товар, они будут стремиться закупить больше или, наоборот, меньше этого товара сегодня, пока цена еще прежняя, способствуя тем же сдвигам кривой спроса.
Интересно проследить воздействие изменений в ценах на товары-заменители и дополняющие товары на спрос на данный товар. Например, возросла цена на импортные автомобили. В результате их стали покупать меньше, т.е. произошло движение вверхпо кривой спроса на них. Одновременно, однако, растет спрос на «Жигули» при той же их цене. Кривая спроса на «Жигули» сдвигается, следовательно, вправо — вверх (рис. 4.3).
Обратная ситуация возникает в случае дополняющих благ. Пусть цена на автомобили увеличилась, величина спроса на них, следовательно, падает. Сокращается поэтому и спрос на бензин при прежней цене, т.е. кривая спроса на него идет влево — вниз (рис. 4.4).
Экономисты различают понятияспрос ивеличина спроса. Если потребители покупают больше или меньше товара из-за изменения его цены, то говорят об изменениивеличины спроса. Па графике это отражаетсядвижением по кривой спроса. Если же изменение покупок происходит под воздействием всех прочих факторов, говорят об измененииспроса. На графике это отражаетсясдвигом кривой спроса.
Рис. 4.4. Взаимодействие рынков дополняющих товаров