1) По местонахождению различают: промышленный - это номенклатура продукции, производимой на конкретном предприятии или в целом в промышленности; торговый - это номенклатура продукции, которая находится в сфере обращения на предприятии розничной или оптовой торговли.
2) По широте охвата товаров: простой - представлен видами товаров, которые можно классифицировать не более чем по 3-м признакам. Удовлетворяет ограниченное число покупателей; сложный - представлен значительным кол-вом групп, видов, разновидностей товаров; укрупненный – ассорт. товаров, объединенных по общим признакам, в определенные совокупности товаров. Пр-р: хлебо-булочные изделия, товары для спорта, для детей; видовой - разновидность укрупненного, он объединяет товары разных видов и наименований, которые удовлетворяют аналогичные потребности; марочный - объединяет товары одного вида марочных наименований или относящихся к группе марочных; развернутый - представлен разновидностями; сопутствующий - выполняет вспомогательные функции и не относится к основным товарам для данной организации; смешанный – ассортимент разных групп, видов наименований, которые отличаются функциональным назначением.
3)По степени удовлетворения потребности:Рациональный - наиболее полно удовлетворяет реально обоснованные потребности. Необходимо учитывать реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений НТП. Оптимальный – удовлет. реальные потребности с максимальным полезным эффектом для потребителя при наименьших затратах на их проектирование, разработку, произ-ва и доведение до потребителя.
4)по хар-ру потребления:Реальный – набор товаров, который действительно имеется в организации производителя или продавца. Прогнозируемый - набор, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности. Учебный - систематизирован для достижения обучающих целей. Ассортиментный минимум - набор видов или наименований товаров, наличие которых в торговом предприятий определенных профилей является обязательным.
Показатели ассортимента:
1) широта - количество видов, разновидностей, наименование товаров однородных и разнородных групп;
2) полнота - перечень товаров различных видов, разновидностей однородной группы;
3) устойчивость - способность товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары;
4) обновление (новизна) - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров;
5) ассортиментный перечень - минимально - допустимые количества видов товаров повседневного спроса.