Модель (Hue - оттенок, Saturation - насыщенность, Brightness - яркость) является вариантом модели RGB и также базируется на использовании основных цветов. Из всех используемых в настоящее время моделей эта модель наиболее точно соответствует способу восприятия цветов человеком. Она позволяет описывать цвета интуитивно ясным и привычным способом.
В этой модели все цвета определяются с помощью комбинации трех базовых параметров: оттенок, насыщенность, яркость.
Оттенок - это длина доминирующей световой волны, отраженной или прошедшей через объект. Обычно для описания оттенка (в некоторых источниках применяется термин Цветовой тон) используется название цвета, например красный, оранжевый или зеленый. В традиционной интерпретации этой модели каждый оттенок занимает определенное положение на периферии цветового круга и характеризуется величиной угла в диапазоне от 0 до 360 градусов.
На цветовом круге первичные цвета (красный, синий, зеленый) расположены на равном расстоянии друг от друга. Вторичные цвета находятся между первичными. Каждый цвет расположен напротив дополняющего его (комплементарного цвета), причем он находится между цветами, с помощью которых он получен. Например, сложение желтого и голубого цветов дает зеленый. Таким образом, на цветовом круге зеленый цвет должен располагаться между желтым и голубым.
Чтобы усилить в изображении какой-либо цвет, нужно ослабить дополняющий его цвет (расположенный напротив него на цветовом круге). Например, чтобы изменить общее цветовое содержание изображения в сторону зеленого цвета, следует снизить в нем содержание пурпурного цвета. Хотя оранжевый или фиолетовый не являются первичными или вторичными цветами (представляются комбинацией первичного и вторичного цветов), они показаны на круговой диаграмме цветов, чтобы проиллюстрировать их положение относительно других цветов.
Насыщенность описывает глубину (степень чистоты) цвета. Иногда ее ассоциируют с силой цвета. Она определяет соотношение между основным, доминирующим, компонентом цвета и всеми остальными длинами волн, участвующими в формировании цвета. Математически это выражается в процентах от 0% (серый) до 100% (полностью насыщенный). На цветовом круге насыщенность цвета падает по мере смещения к его центру, поскольку при этом все базовые цвета смешиваются в равной пропорции, и цвет приближается к серому. Чем выше значение насыщенности, тем сильнее и яснее ощущается оттенок. Например, пастельный синий цвет воспринимается как размытый синий цвет из-за незначительного содержания в нем чистого оттенка. Снижение насыщенности приводит к тому, что цвет становится нейтральным без четко выраженного тона. Примерами "полностью" нейтральных (ахроматических) цветов могут служить серый, белый и черный цвета. Содержание этих цветов в слабо насыщенном цвете дается с помощью третьего цветового компонента, называемого яркостью.
Яркость характеризует относительную освещенность или затемненность цвета (светлоту цвета). Любые цвета и оттенки, независимо от их цветового тона, можно сравнить по яркости, то есть определить, какой из них темнее, а какой светлее. Вы можете изменить яркость цвета, добавив в него белила или воду. В этом случае красный цвет станет розовым, синий - голубым, зеленый - салатовым и т.д. Количественно величина этого параметра измеряется в процентах в диапазоне от 0% (черный) до 100% (белый). Яркость является нелинейным компонентом, что близко соответствует нашему восприятию светлых и темных цветов.
Ахроматические цвета характеризуются только яркостью. Это проявляется в том, что одни цвета темнее, а другие светлее.
Яркость - качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Поэтому по яркости можно сравнивать между собой любые цвета и оттенки. У художников принято свтлотные отношения называть тональными. Поэтому различают светлотный и цветовой тон. Когда говорят, что картина написана в светлых тонах, то прежде всего имеют в виду светлотные отношения, а по цвету она может быть самой разной. Яркость и цветовой тон не являются полностью независимыми параметрами. Изменение яркости изображения влияет на изменение цветового тона, что создает нежелательный цветовой отлив (сдвиг) в изображении. Так, при значительном уменьшении яркости зеленые цвета синеют, синие приближаются к фиолетовым, желтые приближаются к оранжевым, а оранжевые - к красным. Большое увеличение яркости излучения вызывает другой эффект. Красные цвета переходят в оранжевые, затем в желтые и, наконец, - в белые.