русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Карл Густав ЮНГ, Мишель ФУКО


Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 408; Нарушение авторских прав


предстоит новое воплощение. Я могу предположить, что для некоторых душ пребывание в трехмерном пространстве менее тягостно, нежели в Вечности. Может быть, это зави­сит от того, сколько завершенности или незавершенности принесли эти души с собой из мира живых.

Возможно и то, что всякое продолжение трехмерной ] жизни теряет смысл, если душа уже достигла определенной ступени познания: ей уже не к чему возвращаться, высшее знание освобождает от желания какой-то новой, очередной жизни. Такая душа оставляет трехмерный мир, обретая со- ] стояние, которое буддисты называют нирваной. Но, если некая карма осталась неисполненной, душа стремится воп­лотиться снова, видимо, даже не сознавая, что нечто нужда­ется в завершении.

В моем случае это должно быть, наверное, страстное стремление к познанию, которое, похоже, послужило при­чиной моего появления на свет и определило мой характер. И эта неуемная тяга к постижению смысла сотворила со­знание для того, чтобы знать, что есть и что будет, для того, чтобы за скупыми и разрозненными фрагментами чего-то неведомого обнаружить мифологические представления.

Нам не дано знать, есть ли в нас нечто такое, что нас пе­реживет и останется в вечности. Единственное, что можно с некоторой долей вероятности предположить, — это то, что какая-то часть нашей души продолжает жить после фи­зической смерти. Мы даже не знаем, осознает ли себя это нечто, продолжающее существовать. При желании соста­вить какое-то мнение по этому вопросу, можно, вероятно, обратиться к опытам по изучению феномена психического раздвоения личности. При своем проявлении этот комплекс чаще всего персонифицируется — так, как если бы он осоз­навал сам себя. Подобным образом, персонифицированы голоса, которые слышат душевнобольные. Феномен персо­нификации комплексов я уже освещал в моей докторской диссертации. Мы можем, если хотим, объяснить это протя­женностью и непрерывностью сознания. В таком же плане следует рассматривать некоторые поразительные вещи,



которые наблюдаются в случаях глубоких обмороков пос­ле серьезных повреждений мозга и в состоянии тяжелого коллапса. В обеих ситуациях полная потеря сознания иног­да сопровождается ощущением внешнего мира как снови­дения. Поскольку кора головного мозга, ответственная за сознание, в эти моменты не функционирует, объяснить по­добные явления трудно. Но они, по крайней мере, являются свидетельством того, что даже в состоянии кажущейся бес­сознательности существует некая субъективная установка на осознание.

* * *

Для человека основной вопрос в том, имеет ли он отно­шение к бесконечности или нет? Это его главный критерий. Только когда мы осознаем, что существенно лишь то, что безгранично, и что оно, это безграничное, в свою очередь, существует, мы теряем интерес к ничтожным вещам. Если мы этого не знаем, мы требуем, чтобы те или иные наши ка­чества, которые кажутся нам нашими достоинствами (напри­мер, «мой талант» или «моя красота»), весь мир признавал за таковые. Чем более человек настаивает на своих ложных достоинствах, тем менее он чувствует то, что существенно, тем менее он удовлетворен своей жизнью. Он считает что его ограничивают, тогда как ограниченны его собственные помыслы, — так возникают зависть и ревность.

Когда же мы понимаем и чувствуем, что уже здесь, в этой жизни, присутствует бесконечность, желания и помыс­лы наши меняются. В итоге в расчет принимается лишь то, что существенно, что мы воплотили, а если этого нет, жизнь прошла впустую. И в наших отношениях с другими людьми важно то же самое: присутствует ли в них некая безгранич­ность. Но чувство безграничности может быть достигнуто лишь тогда, когда мы имеем границы вне себя. Наиболь­шим ограничением для человека становится его самость, проявляющаяся в ощущении: «Я есть то, а не это!» Только осознание самого себя, своих собственных границ, позволя-

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

ет нам ощутить безграничность бессознательного. И тогда мы узнаем в себе одновременно и вечность, и предельность, и нечто единственное, присущее только нам, и нечто иное, присущее не нам, но другим. Зная себя как уникальное соче­тание каких-то свойств, то есть осознавая в конечном счете свою ограниченность, мы обретаем способность осознать бесконечность. И только так!

В эпоху, когда человечество стремится исключитель­но к расширению жизненного пространства и увеличе­нию — a tout prix* рационального знания, требовать от человека осознания своей единственности и ограничен­ности, по меньшей мере, претенциозно. Ограниченность и единственность — синонимы, без них ощущение беско­нечности (равно как и осознание ее) невозможно, остается лишь иллюзорная идентификация с ней, которая приводит к помешательству на больших числах и жажде политического могущества. Наш век сделал акценты на «здесь» и «сейчас» и тем самым обусловил демонизацию человека и его мира. Появление диктаторов и все несчастья, которые они принес­ли, происходят от близорукости и всезнайства, отнявших у человека все, что находится по ту сторону сознания, факти­чески превративших его в жертву бессознательного. Задача же человека, напротив, заключается в том, Чтобы проник­нуть в бессознательное и сделать его достоянием сознания, ни в коем случае, не оставаясь в нем, не отождествляя себя с ним. И то и другое было бы ошибочным. Насколько мы в состоянии сегодня понять, единственный смысл челове­ческого существования состоит в том, чтобы зажечь свет во тьме примитивного бытия. Пожалуй, можно предположить, что бессознательное имеет над нами такую власть, какую имеет над ним наше сознание.

Любой ценой (фр.)



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Кара Густав ЮНГ, Мишель ФУКО | ПЫЛАЮЩИЙ РАЗУМ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.003 сек.