русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Гильгамеш – Энкиду, Сидури – Шамхат


Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 1783; Нарушение авторских прав


То, что Гильгамеш к тому времени уже потерял часть своей человеческой природы, автор эпоса показывает нам с первых строк описания Сидури в десятой таблице:

Живет она, брагой богов угощая,
Ей дали кувшин, ей дали золотую чашу, -
Покрывалом покрыта, незрима людям.

То есть по всему выходит, что люди Сидури видеть не могут. Мало того: живет она на краю мира, у берегов Океана – мало кто из смертных смог бы проделать путь до её «корчмы» (здесь сразу стоит вспомнить людей-скорпионов, которые, несмотря на человеческую природу Гильгамеша, пропустили его «по дороге Шамаша» к Утнапишти).

 

Гильгамеш приближается к ее жилищу -
Шкурой одетый, покрытый пылью,
Плоть богов таится в его теле

Здесь, как мне кажется, явно прослеживается параллель облика Гильгамеша со «звериным младенчеством» Энкиду. В первой таблице Энкиду сравнивается по облику с божком Сумуканом, («одеждой одет он, словно Сумукан»), который является покровителем зверей, «царем гор» (уж не стал ли и Гильгамеш царем гор после убийства кедра?) и часто изображается нагим или одетым в шкуры. Про упомянутую выше «плоть богов», думаю, тоже много говорить не придется. Всё указывает на то, что Гильгамеш в своем путешествии переживает жизнь Энкиду до встречи с самим собой! Можно сказать, что смерть Энкиду заставила время для Гильгамеша как бы начаться вновь, с нуля, и он, потеряв прежние опоры, пытается обрести опору новую - в бессмертии, отчасти повторяя и первые шаги своего побратима.

Не будем забывать и о том, что еще в начале дружбы любовно-братскими узами героев связала сама богиня Нинсун, поэтому даже после смерти одного героя они не перестают быть едиными, и судьбы их также переплетены. Так что Сидури здесь – такая же «соблазнительница» для Гильгамеша, какой стала Шамхат для Энкиду. Мало того: здесь мы можем увидеть даже некоторый библейский мотив. Жилищу Сидури предшествует вход Гильгамеша в прекрасный сад, где «каменья плодоносят», и это волей-неволей отсылает нас к Эдему. Нельзя ли также сравнить с Эдемом и те земли, где до встречи с блудницей жил Энкиду?.. Таким образом и Шамхат, и Сидури – как бы прообразы библейской Евы, соблазнившей Адама на прегрешение. Именно женщина послужила началом человеческой жизни для Адама; Энкиду человеком делает связь с Шамхат. Сидури же пытается «соблазнить» Гильгамеша образами из его беспечного прошлого:



 

Гильгамеш! Куда ты стремишься?

Жизни, что ищешь, не найдешь ты!

Боги, когда создавали человека, -

Смерть они определили человеку,

Жизнь в своих руках удержали.

Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,

Днем и ночью да будешь ты весел,

(Тут опять вспомним человеческую юность Гильгамеша: «днем и ночью он буйствует плотью». Но это раньше, а сейчас…)

 

Праздник справляй ежедневно,

Днем и ночью играй и пляши ты!

Светлы да будут твои одежды,

Волосы чисты, водой омывайся,

Гляди, как дитя твою руку держит,

Своими объятьями радуй подругу -

Только в этом дело человека!

Можно также предположить, что под «подругой», которую нужно «радовать объятьями», Сидури подразумевает саму себя. Тогда сходство её с Шамхат становится абсолютным.

Гильгамеш отвергает всяческие намёки и предложения Сидури, таким образом проходя еще одну «контрольную точку» на своем пути: в случае Хумбабы он ставит себя выше природы, в случае с Сидури – выше человеческого быта и комфорта (что она, собственно, и олицетворяет). Тут-то и можно выискать незаметный на первый взгляд, но такой важный для эпоса в целом переход от быта к бытию.

Игнорируя Сидури, Гильгамеш вновь становится на ступеньку ближе к обретению божественности; он покидает корчму «приграничной богини», чей образ в эпосе – образ быта и человеческого комфорта, и отправляется на поиски Уршанаби – корабельщика героя потопа, Утнапишти.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Человеческий образ Хумбабы | Утнапишти-человек


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.008 сек.