русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Божественно-природный образ Хумбабы


Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 910; Нарушение авторских прав


Поединок с Хумбабой можно считать первым подвигом героев. Однако решение Гильгамеша отправиться с оружием в ливанские кедровые леса совершенно спонтанно: из первой таблицы ясно, что ранее он этого не планировал. Эта страшная мысль приходит ему в голову тогда, когда он видит слёзы своего побратима Энкиду, который отвечает на беспокойство такими словами:

 

Вопли, друг мой, разрывают мне горло:

Без дела сижу, ослабела сила

 

После этого Гильгамеш, будто бы ждавший только удобного случая, предлагает Энкиду отправиться в бой, чтоб изведать свою силу и создать себе славу:

 

 

Друг мой, далеко есть горы Ливана,

Кедровым эти горы покрыты лесом,

Живет в том лесу свирепый Хумбаба.

Давай, его вместе убьем мы с тобою,

И все, что есть злого, изгоним из мира,

Нарублю я кедра — заросли им горы —

Вечное имя себе создам я!

Известно, что кедр в Междуречье был очень ценным и редким деревом. Изделия из него могли позволить себе лишь богатые граждане; кедровая дверь в доме считалась роскошью - её бережно хранили и перемещали из дома в дом во время переезда. «Нарубить кедра» Гильгамеш желает не только из каких-то маргинально-вандальных предпочтений, но и потому, что это принесёт богатство жителям его города, а значит – и «вечное имя» ему.

После такого пламенного призыва к нападению, из уст Энкиду мы получаем первое описание Хумбабы, которое можно охарактеризовать как божественное:

Как же пойдем мы, как в лес мы вступим?
Бог Вэр, его хранитель, - он могуч, неусыпен
А Хумбаба - Шамаш наделил его силой,
Адду наделил его отвагой,

Чтоб кедровый лес оберегал он,
Ему вверил Эллиль страхи людские.
Хумбаба - ураган его голос,
Уста его - пламя, смерть - дыханье!

Из этого описания мы можем заключить, что Хумбаба – существо богоподобное, но при этом связанное с природой. Становится ясно, что он господствует только в отдельной географической области, вверенной ему высшими богами. Из дальнейших событий и слов Шамаша можно считать, что Хумбаба является одушевленным деревом-кедром с «семью страшными одеяниями-лучами» - магическими ветвями, которые он использует как оружие против чужаков:



 

Поспеши, подступи к нему, чтоб в лес не ушел он,

Не вошел бы в заросли, от вас бы не скрылся!

Он еще не надел свои семь одеяний ужасных,

Одно он надел, а шесть еще сняты.

Также из описания Энкиду ясно, что покровителями леса и самого Хумбабы являются главные боги шумерского пантеона, Эллиль и Шамаш. Поэтому впоследствии Гильгамеш взывает к Шамашу (ведь именно он наделил силой Хумбабу, значит, он может и ослабить чудовище), прося обеспечить ему удачный поход; однако, если верить «старовавилонской» версии, бог дает двусмысленный ответ (это можно счесть первым «тревожным звоночком»).

Стоит заметить, что и Энкиду, как недавнее дитя леса и зверья, против грабительского похода товарища. Возможно, он как существо более близкое к природе чувствует предстоящую беду и понимает всю опасность «неравной схватки». В глазах Энкиду Хумбаба – могучий воин-великан, который превосходит любого человека по силе так, как превосходит человеческие возможности любое природное явление (по шумерским представлением – всегда ниспосланное богом и оттого непобедимое). Поэтому мне кажется, что образ Хумбабы в эпосе – образ самой природы, а бой Энкиду и Гильгамеша с ним – некий ритуал противоборства, самовольного (и самодовольного, надо сказать) отречения от собственного человеческого естества. Таким параллелизмом поддерживается общая идея поэмы, где с каждым событием Гильгамеш всё больше и больше отворачивается от собственной «одной человеческой трети», не ведая, что смертную судьбу ему все равно не обмануть. Каждый его «подвиг» - как бы ступенька к божественности и тем самым «плевок в лицо» небесным богам. Именно на этой мысли я и попытаюсь обосновать свой последующий анализ, ведь Хумбаба – самое начало трудного и печального пути Гильгамеша к обретению бессмертия. Вы наверняка спросите, почему я говорю так, будто владыка Урука всё-таки добился желаемого. По моему мнению - так и есть. Однако об этом – в следующих параграфах.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вступление. Мировоззрение шумеров | Человеческий образ Хумбабы


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.009 сек.