Склонение имён прилагательных во множественном числе. № 342 – 371
Примечание: Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс. Часть 1./ Т.Г. Рамзаева.- М.: Дрофа, 2013. – 158 с.
Рамзаева Т.Г. Русский язык 4 класс. Часть 2./ Т.Г. Рамзаева.- М.: Дрофа, 2013. – 158 с.
3. Рассмотрение данного вопроса с точки зрения формирования словообразовательного понятия.
Понятие – это форма мысли о предмете и явлении, в котором указаны его существенные признаки.
Этапы процесса усвоения знаний и способов деятельности:
1. Анализ языкового материала с целью выделения существенных признаков.
2. Обобщение существенных признаков и выделение термина (понятия).
3. Работа над осознанием формулировки понятия.
4. Конкретизация данного понятия на новом языковом материале.
Этапы
Материал учебника
1. Анализ языкового материала с целью выделения существенных признаков
№268 Прочитай и определи о ком идёт речь. У него уши, шерсть, хвост.
У него длинные уши, короткий хвост. Летом шерсть серая, а зимой белая.
Какие слова помогают догадаться, о ком говорится в тексте? На какие вопросы они отвечают?
№ 269 Подчеркни слова которые отвечают на вопрос какое? Что они обозначают?
Слова, которые называют признаки предметов, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? называются именами прилагательными.
3. Работа над осознанием формулировки понятия.
Нет в учебнике.
Права ли я, что имя прилагательное – часть речи, которая отвечает на вопросы кто? Что?
Права ли я, что имя прилагательное – это часть слова, которое отвечает на вопросы: какой? какая? и обозначает признак предмета.
Права ли я, что имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое?
4. Конкретизация данного понятия на новом языковом материале.
№270 Спиши, подставляя подходящие по смыслу имена прилагательные.
№ 271 Вставь в стихотворение пропущенные слова.
4.Составление развивающих заданий для каждого этапа формирования понятий
1)Анализ языкового материала с целью выделения существенных признаков.
- Прочитайте предложение.
У неё зубки, ушки, тельце, хвост.
- Можно ли догадаться, какое это животное? (Будет много вариантов)
- А почему? (Отсутствуют признаки)
-А если я скажу, что у неё острые зубки, чуткие ушки, маленькое и серое тельце и розовый хвост.
- А теперь понятно, о ком же идёт речь в этом предложении? (мышка)
- А теперь поставьте к словам помощникам вопросы
Какие? Острые
Какие? Чуткие
Какое? Маленькое
Серое
Какой? Розовый
2) Обобщение существенных признаков и выделение термина (понятия)
- Что обозначают слова, которые помогли описать животное? (Признак предмета)
- Какой частью речи они являются?
- Какой вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?
Вывод: Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.
5. Методические условия формирования понятий
Активизация познавательной деятельности учащихся при усвоении понятия
Вставьте нужные слова в высказываниях, предварительно проанализировав схему.
Имя прилагательное – это …………………., которая отвечает на вопросы…………………............ и обозначает……………… .
Наглядное изучение понятия
Составьте кластер по теме «Имя прилагательное».
Осознание существенных и несущественных признаков понятия
Выберите верные утверждения.
Весёлое, блестящая.
o Обозначает признак предмета
o Обозначает действие предмета
o Обозначает предмет
o Отвечает на вопросы: какая? какое?
o Отвечает на вопросы: кто? Что?
o Отвечает на вопросы: что делала? Что сделало?
o Часть слова
o Часть речи
6. Система упражнений
С точки зрения аналитико-синтаксической деятельности, которую выполняет ученик:
Памятка: «Разбор имени прилагательного»:
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).