1.Анализ языкового материала с целью выделения существенных признаков.
2.Обобщение существенных признаков и выделение термина (понятия).
3. Работа над осознанием формулировки понятия.
Права ли я, что суффикс — часть речи, которая стоит перед корнем и служит для связи слов в предложении?
4.Конкретизация данного понятия на новом языковом материале.
№ 149-153
4. Составление развивающих заданий для каждого этапа формирования понятий
Корень
-Рассмотрите рисунки. Что изображено? (Гриб и грибник)
- Чем эти слова сходны между собой?
-Подчеркните их общую часть.
Гриб
Грибник
-Прочитайте слова. Выделите в них общую часть. Найдите лишнее слово.
1пара- вода, водный, водянистый, водитель;
2 пара- море, морской, умора, приморский;
3 пара- весить, привес, весна, весы.
Учитель: Ребята, что вы заметили? (у слов одинаковая часть)
-Какие слова лишние? Почему? (водитель, умора, весна – разный смысл)
-Слова с одинаковой частью и общим смыслом называются однокоренными.
- Все ли слова с одинаковым корнем являются однокоренными? (нет, у них должен быть еще общий смысл)
Приставка
Лучшее время — это … (приход) домой. В нём есть ...(вход) и ...(выход), а также переход в оранжерею. А ...(уход) на речку по тропинке.
- Что общего у пропущенных слов? (Корень)
- В чём различие?
- Какое значение имеет каждое слово?
- За счёт чего слова имеют разное значение?
Приставка – эта часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс
Задание: прочитайте текст.
Миром правит доброта и нежность. Насколько лучше звучит не мама, а мамочка, не папа, а папочка, не брат – братишка.
Обратите внимание на подчеркнутые слова. Запишем их в 2 столбика.
мама мамочка
папа папочка
брат братишка
Посмотрите внимательно на эти слова, скажите, чем они отличаются? (частями слова, которые стоят после корня)
Выделим эти части слова (учитель отмечает на доске части слова после корня: -очк-, -ишк-)
Что показывают в слове эти части слова? (уменьшение и ласку).
Сделайте вывод, это часть слова изменяет слово или образовывает новое слово? (образовывает новое слово)
5. Методические условия формирования понятий
1. Активизация познавательной деятельности учащихся при усвоении понятия.
Проанализировав схему, вставьте пропущенные слова:

Приставка – это ……………, которая стоит перед корнем и служит для ………… .
Суффикс – это …………….., которая служит для…………………
2. Осознание существенных и несущественных признаков понятия
Выберите верное утверждение.
Слова шёл и перешёл отличаются:
1) Окончанием
2) Лексическим значением
3) Приставкой
4) Суффиксом
Приставка в слове служит для:
1) Образования форм слова
2) Образования новых слов
3) Связи слов в предложении
Эти слова являются
1) однокоренными словами
2) формами одного слова
3. Включение новых понятий в систему ранее изученных
Спиши, поставив слова в нужную форму.