Монополия, производя меньше оптимального объема и реализуя по ценам превышающим предельные издержки производства, приводит к чистым потерям общественного благосостояния.
При линейной функции спроса и неизменных предельных издер-.. жках (МС = АС) на уровне конкурентной цены Рк в условиях совер- ,
щенной конкуренции потребительский излишек составит величину, равную QкХ (Р - Рк): 2. В случае с монополией он сокращается до qm х х(Р - РM) : 2, а монопольная прибыль составит QM х (Рм - Рк). Если монополисту удается установить отдельную цену для каждой единицы продукции, то он перераспределит весь излишек в свою пользу. Однако при монопольном ценообразовании происходит не только перераспределение потребительского излишка, но и его сокращение на величину, равную площади треугольника (В), представляющему собой разницу между потерями потребителей и выигрышем монополиста. Разница между потерями потребителей в потребительском излишке и выигрышем монополиста называется потерями «мертвого груза»(W) и определяется как W = (DР х DQ) : 2, где DР = Рм - Рк, а DQ = QK --QM. Определив относительную величину монопольной надбавки к цене d = (Рм - Рк) : Рк = DР : Рк и выразив через нее эластичность спроса Ed= = (DQ: qk) : (DР: Рк) = (DQ : Qk) :d, мы можем определить DQ = Ed x d х QK и DР = Рк х d. В этом случае потери «мертвого груза» будут равны W = 1/2QK x Рк х Edх d2.
Потери «мертвого груза» — не единственная форма снижения эффективности в условиях монополии. Отсутствие давления конкурентных сил позволяет фирме функционировать не в оптимальном режиме, так как возникающую при этом неэффективность она может компенсировать за счет имеющейся рыночной власти. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимальных размеров, называются Х-неэффективностью.Она может проявляться в форме излишних производственных мощностей, чрезмерного управленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу. Главное же в том, что причина ее — не неспособность оптимизировать производство, а недостаток конкуренции.
Хотя потери эффективности из-за монополии могут быть существенными, большинство экономистов склоняется к тому, что в действительности бремя монополии невелико. Это связано с тем, что, с одной стороны, чистая монополия встречается редко и чаще всего мы можем говорить лишь о монопольном влиянии. С другой стороны, сами монополисты сталкиваются с противодействием ряда упоминавшихся выше факторов, которые ограничивают реализацию их рыночной власти.
Монополия приводит не только к отрицательным последствиям. Она дает и некоторые выгоды. Во-первых, позволяя получать экономическую прибыль, рыночная власть создает более широкие возможности для инновационной деятельности фирм и способствует научно-техническому прогрессу, особенно когда барьеры проникновения
в отрасль невысоки. Во-вторых, рыночная власть ведет к экономия информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже есть информация для потребителя. В-третьих, в условиях монополии существует возможность более полного извлечения экономии от масштабов и, следовательно, производства при более низких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках.