Несмотря на то что рынок в условиях монополии — равновесный, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. Во-первых, в условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек ее производ-
ства, что свидетельствует о неэффек-тивном распределении ресурсов. Во-вторых, объем выпуска в условиях монополии меньше конкурентного и осуществляется при средних долгосрочных издержках выше минимальных, что указывает на более низкую эффективность использования ресурсов. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокрашению общественного благосостояния.
Допустим, функция спроса D линейна, предельные издержки фирмы МС, а средние издержки АС (рис. 9.5). В этом случае монопольный выпуск составит QM против кон-курентного QK при соответствующих ценах Рм и Рк. Превышение монопольной цены над конкурентной означает, что часть потребительско-го излишка, равная площади прямоугольника (А), перераспределяется в пользу монополиста и присваивается им в форме монопольной прибыли. Меньший по сравнению с конкурентным объем монопольного выпуска свидетельствует о потере части потребительского излишка, равной площади треугольника (В), и части излишка производителя, равной площади сегмента (С). Общие потери благосостояния составят величину, равную сумме потерь со стороны потребителя и производителя, т.е. (-А - В) + (А — С), что даст величину потерь, рав-ную (В + С). Следовательно, суть проблемы состоит не в перераспре-делении благосостояния в пользу монополиста, а в том, что монополизм приводит к чистым потерям общественного благосостояния. Представляющие собой общественные издержки неэффективности, чистые потери благосостояния являются социальной ценой монополии. Поэтому даже если часть монопольной прибыли будет перераспределена в пользу потребителей посредством ее налогообложения,; полной эффективности достигнуто не будет, так как объем предложения в условиях монополии меньше конкурентного.