Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение монопольных проявлений и осуществляется в целях снижения цен и увеличение выпуска продукции. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера. Сведенные воедино, они образуют систему антимонопольного регулирования.
Регулирование деятельности монополии направлено на ограничение рыночной власти последней и осуществляется в целях увеличения объема предложения и снижения рыночной цены.
Законодательные меры регулирования деятельности монополий— это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции. Чаще всего законодательные меры предполагают:
—запрещение договоров о ценах и разделе рынка;
—установление контроля за разделом рынка и слияниями;
—регулирование наборов предоставляемых доминирующими продавцами услуг потребителям.
Направленность действия данных мер связана:
а) с коррекцией поведения монополистов, чтобы сделать его более конкурентным; б) проведением структурной политики, в ходе которой сама отрасль становится более конкурентной.
Экономические меры регулирования деятельности монополий — это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов. Важнейшими среди таких инструментов являются прямое и косвенное регулирование цен и прибылей. Прямое регулирование цен и прибылей обыч-Но реализуется в форме установления «потолка цен», т.е. верхнего илш нижнего предела цены, и предельного уровня нормы прибыли.
Цель установления «потолка цены» — увеличение выпуска при более низкой цене. Однако подобное реагирование фирмы на введение «потолка цены» будет наблюдаться лишь при условии приемлемого для фирмы уровня такого «потолка», что составляет главную
проблему при использовании этого метода регулирования. Потолок должен быть таким, чтобы, с одной стороны, лишить продавца монопольной прибыли, а с другой — обеспечить фирме покрытие оперативных расходов и получение справедливого дохода на инвестированный капитал. Наиболее частый случай применения «потолка цен» имеет место при естественной монополии.
Естественная монополия— тип рыночной структуры, при котором единственная фирма обеспечивает рыночный спрос при наименьших издержках производства. Она присуща отраслям, которые характеризуются устойчиво растущей экономией от масштаба производства (трубопроводный и железнодорожный транспорт, коммунальное хозяйство, системы электроснабжения и телекоммуникаций). В этих отраслях экономия от масштаба настолько велика, что удовлетворение рыночного спроса одной фирмой даст более низкие издержки, чем при конкуренции нескольких фирм. Поэтому государство может способствовать поддержке такого рода монополии, создавая систему мер (контроль за ценой и качеством блага, определение набора предоставляемых услуг), противодействующих реализации монополистом имеющейся рыночной власти.
В случае естественной монополии (рис. 9.7), когда из-за большой Доли постоянных издержек эффект масштаба столь значителен, что кривая спроса D пересекает кривую средних долгосрочных издержек (LRACем) на участке ее снижения, уровень LRACемвсегда будет ниже
конкурентных LRACK. Используя свою рыночную власть, монополия может установить предложение на уровне QM при цене Рм и получать монопольную прибыль, что и является причиной регулирования ее деятельности. Если целью регулирования является оптимизация объема выпуска, то в этом случае следует установить «оптимальную» с точки зрения общества цену PMC, равную предельным издержкам производства LRMCem , что обеспечило бы эффективное распределение ресурсов. Однако оптимальный выпуск QMC,. не обеспечивает эффектив-ности производства, так как уровень средних долгосрочных издержек фирмы превышает установленную цену, что приведет к образованию убытков в краткосрочном периоде и уходу фирмы из отрасли в долгосрочном периоде. Для того чтобы фирма оставалась в отрасли, общество должно либо компенсировать убытки субсидированием производства, либо установить «справедливую цену» Рем, соответствующую средним долгосрочным издержкам производства LRACeM. В этом случае монополия, получая нормальную прибыль, будет оставаться в отрасли, а общество, лишая фирму монопольной прибыли, хотя и не добивается максимально возможного объема выпуска, обеспечит его увеличение до QEM при более низких, чем при совершенной конкуренции Рk ценам РEM.
В реальной хозяйственной практике применение регулирования цен на продукцию естественных монополий сталкивается с рядом проблем. Значительную сложность представляет само определение уровня средних издержек с точки зрения обоснованности включения в издержки тех или иных видов затрат. Другая проблема связана с тем, что регулирование цен может провоцировать рост X-неэффективности, так как субсидируемые фирмы, зная, что их расходы будут компенсированы, утрачивают стимулы для снижения издержек. При установлении «справедливых цен», осуществляемого чаще всего по принципу «из-
держки плюс», фирмы прямо заинтересованы в увеличении издержек, так как это приводит к увеличению совокупной прибыли. Если же в качестве базы установления «справедливой цены» будут взяты ее капитальные активы, то фирма будет стремиться к необоснованному замещению труда капиталом, что приведет к той же X-неэффективности, только в виде неэффективного распределения ресурсов внутри фирмы. Важно помнить, что установление «потолков цен» чревато возникновением дефицита продукции.
Косвенное регулирование цен и прибылей осуществляется посредством налогообложения либо продукции, либо прибыли. В первом случае введение налога вызовет рост издержек и монополист сократит выпуск и поднимет цену. Поэтому при введении налога на продукцию чрезвычайно важно учитывать степень эластичности спроса. Если его эластичность высока, то рост цены окажется меньше размера налога, что приведет к перераспределению части монопольной прибыли в пользу потребителей. Соответственно при спросе низкой эластичности введение налога на продукцию обернется лишь дополнительными потерями совокупного благосостояния.
Цель косвенного регулирования прибыли состоит в том, чтобы изъять у фирмы монопольную прибыль, оставив ей только нормальную прибыль. Налогообложение прибыли вводится только в случае устойчивого получения фирмой прибыли, превышающей по своему уровню среднюю. Налогообложение монопольной прибыли отличается от ценового регулирования тем, что налог не влияет на уровень цены и выработку, а вся тяжесть налогообложения падает на производителя. При этом поступления от налога присваиваются всеми потребителями, а не только потребителями продукции монополиста. Метод налогообложения монопольной прибыли не тождествен налогу с продаж, при котором налоговое бремя распределяется между производителем и потребителем. При практической реализации мер по установлению предельного уровня прибыли возникают те же трудности, что и при установлении «потолка цен». .
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
1. Монополия имеет место тогда, когда одна фирма обеспечивает весь объем отраслевого предложения при отсутствии близких заменителей продукта, и проявляется в способности продавца оказывать влияние на рыночную цену. •. 2. Существование монополий обусловлено наличием барьеров проникновения в отрасль, роль которых могут выполнять значительный положительный эффект масштаба, исключи-
Двусторонняя монополия Естественная монополия Законодательные меры регулирования Закрытая монополия Источники монопольной власти Монополия
тельные права, контроль над важнейшими факторами производства, являющиеся при этом источниками монопольной власти.
3. В зависимости от причин формирования монопольной вла сти различают: закрытую монополию, положение которой защищено законодательно или исключительными правами, ограждающими ее от конкуренции; открытую монополию, для которой обладание монопольной властью является ре зультатом ее собственных достижений и всегда имеет вре менный характер; естественную монополию, когда эффек тивным является размер предприятия, обеспечивающий весь объем рыночного спроса; монопсонию, когда монопольная власть концентрируется у покупателя.
4. Обеспечивая все отраслевое предложение, монополист име ет возможность оказывать влияние на рыночную цену пу тем регулирования величины объема своего выпуска.
5. Так как в условиях монополии не действуют рыночные силы, принуждающие производить с минимальными средними из держками, монополист может выбрать любой объем выпус ка. Однако, следуя правилу максимизации прибыли, он вы бирает такой объем выпуска, при котором предельная вы ручка равна предельным издержкам производства. При этом, сталкиваясь с наклонной кривой спроса, монополист назна чает цену, превышающую предельные издержки производ ства на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса.
6. Так как решение монополиста об объеме предложения за висит от изменений эластичности спроса, определяющей положение кривой предельной выручки, то однозначного со отношения между ценой и объемом предложения не суще ствует. Поэтому для монопольного рынка кривой предло жения, отражающей зависимость между ценой и объемом предложения, не существует.
7. Поскольку кривая предельной выручки монополиста распо лагается ниже кривой рыночных цен, то максимизирующий прибыль монополиста объем предложения будет меньше конкурентного, а монопольная цена за единицу продукции будет выше конкурентной. Осуществляя предложение в объеме меньше оптимального и реализуя продукцию по ценам выше предельных издержек производства, монополия приводит к сокращению общественного благосостояния.
8. Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении (рыночные цены выше предельных издержек производства) и использовании (средние издержки производства выше минимальных) ресурсов обусловливает необходимость регулирования деятельности монополий, осуществляемого в целях снижения цен и увеличения выпуска продукции. Такое регулирование реализуется посредством применения правовых норм, направленных на предотвращение монопольных проявлений, и экономических мер, ограничивающих возможности реализации рыночной власти монополии.