Так как в условиях чистой монополии вход в отрасль других фирм блокирован, то решение монополиста об изменении масштабов производства зависит только от соотношения кривых рыночного спроса и долгосрочных средних издержек. Причем в отличие от рынков с совершенной конкуренцией, где рыночные силы принуждают фирмы производить с минимальными долгосрочными средними издержками, монополист может выбрать любой объем выпуска, позволяющий извлекать максимальную прибыль.
Решение монополиста об изменении масштабов производства зависит от соотношения его долгосрочных средних издержек и рыночного спроса.
Проблема выбора оптимального, с точки зрения минимизация издержек, масштаба производства стоит и перед монополией, так Как при прочих равных условиях позволит получить большую прибыль. Являясь единственным продавцом в отрасли, монополист может увеличить прибыль путем осуществления производства не на одном заводе, а на нескольких, каждый из которых обеспечивает минимальный уровень издержек. Это возможно в случае, когда спрос, при котором MR = LRACmin, является кратным выпуску, обеспечивающему минимальные долгосрочные средние издержки, (рис. 9.3). При увеличении рыночного спроса монополист может увеличить предложение до объема Q путем расширения производства на одном заводе. В этом случае, осуществляя производство с минимальными краткосрочными средними издержками АС2, он будет иметь долгосрочные средние издержки на уровне LRAC2, которые значительно превышают их минимальные значения при объеме выпуска, равного q*. Если спрос позволяет оптимизировать предложение на уровне, кратном объему выпуска, дающего минимальные средние издержки (MR = MC2Q), то это позволит монополисту увеличить суммарное предложение до 2Q*, построив два равно эффективных завода с выпуском, равным Q*. Это будет означать осуществление предложения при минимальных долгосрочных средних издержках, где MR = LRMC = LRACmn. В результате, несмотря на снижение рыночной цены с уровня РQдо уровня Р2Q., суммарная прибыль монополиста возрастет как за счет снижения средних издержек производства, так и за счет увеличения предложения, что потребует обеспечения равной эффективности использования факторов производства на обоих заводах.
В условиях монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом предложения, не существует.
Из всего сказанного следует, что решение монополиста об объеме предложения зависит не столько от кривых издержек, сколько от характера спроса. При этом главное значение имеют изменения в эластичности спроса, определяющей положение кривой предельной выручки, что для монополиста является решающим. Так как при смещении кривой рыночного спроса его эластичность для данного уровня цены может увеличиться, а может и уменьшиться, то однозначного соотношения между ценой и объемом предложения нет. При одном объеме предложения могут сформироваться разные цены (рис. 9.4а), а одному уровню цены могут соответствовать разные объемы предложения (рис. 9.46). Поэтому для монопольного рынка кривой предложения, отражающей зависимость между рыночной ценой и объемом предложения, не существует. Это легко понять, если вспомнить, что условием построения кривой предложения совершенно конкурентных фирм является заданность цен как критерия оптимизации выпуска, что в условиях монополии отсутствует.
9.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МОНОПОЛИЗМА И РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛИЙ