русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ АБСОЛЮТНОЙ МОНОПОЛИИ


Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 3601; Нарушение авторских прав


Абсолютная (чистая) монополия — редкое для хозяйственной практики явление. Чаще приходится сталкиваться с монопольными влияниями, когда фирма выпускает уникальный продукт или один продавец господствует на локальном рынке. Тем не менее анализ моя дели чистой монополии оказывается чрезвычайно полезным при исследовании рыночного поведения обладающих рыночной власть™ фирм и уяснении причин и целей государственного вмешательств^! в работу рынка, где сильны монопольные проявления.

9.1. РЫНОЧНАЯ МОНОПОЛИЯ: ИСТОЧНИКИ И ВИДЫ Источники монопольной власти

Монополия— это тип рыночной структуры, где весь объем отраслевого предложения концентрируется у одного продавца, который реализует продукт, не имеющий хороших заменителей, а проникнове ние в отрасль других продавцов заблокировано. Такое положение воз можно только при наличии чрезвычайно высоких, непреодолимый барьеров проникновения в отрасль, что, собственно, и является при чиной существования абсолютных монополий. Способствующие фор мированию таких барьеров факторы выступают источниками моно польнои власти.

Монополия— это безусловное доминирование на рынке одного продав-| ца, способного оказывать влияние на рыночную цену.

В качестве источника монопольной власти могут выступать ис ключителъные права, предоставляемые производителю на ведение оп ределенного рода деятельности или применение определенного cno соба производства. Такие права обеспечиваются органами государ ственной власти, как, например, в отношении оказания услуг почтовой связи, производства опасных товаров и веществ, или муниципалите тами — в случае предоставления прав на деятельность в сфере комму нального хозяйства или торговли. Субъектом установления исключи-


тельных прав выступает также фирма, например, в случае с франши­зой, когда она предоставляет другой фирме монопольные права на осу­ществление определенной деятельности в рамках установленной тер­ритории. Часто источником монопольной власти, хотя и ограничен­ной во времени, являются авторские права. Реализуясь через патенты и лицензии, они позволяют их владельцу занимать монопольное по­ложение на рынке какого-либо товара (услуги) или в применении в производстве некоей технологии.



Источником монопольной власти может служить контроль над производственными ресурсами. Если фирма обладает собственностью на весь объем предложения ключевого ресурса для производства ка­кого-то товара, то это обеспечит ей и монополию на рынке данного товара.

Источником монопольной власти может быть и эффект масш­таба, если экономия от масштаба устойчиво растет с расширением производства вплоть до обеспечения всего долгосрочного рыночного спроса. В этом случае сама конкуренция по цене приводит к тому, что в отрасли останется лишь одна фирма, которая обеспечит наиболее низкие долгосрочные средние издержки.

Иногда источниками монопольной власти могут выступать и предпочтения потребителей, когда существует устойчивая лояль­ность торговой марке, и нечестная конкуренция, когда монопольное положение на рынке является следствием незаконных действий (под­куп государственных чиновников, картельные соглашения и т.п.).

Типы монополий

Используя в качестве критерия источники формирования моно­польной власти, выделяют несколько типов монополии: закрытую, открытую, естественную монополии, монопсонию и двустороннююю монополию.

Закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное по­ложение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. Закрытая монополия представляет собой наиболее устойчивую форму монополь­ной власти. Это, однако, не обусловливает получения монопольно вы­соких прибылей, так как предоставление исключительных прав обыч­но сопровождается ограничениями в отношении как уровня цен, так и нормы прибыли.

Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда об­ладание монопольной властью является результатом авторских до-


стижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том что она всегда имеет временный характер, поскольку связанные с но­вовведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены ил! скопированы конкурентами. Тем не менее именно в условиях откры­той монополии фирма может наиболее полно реализовать имеющую­ся у нее рыночную власть и получить монопольно высокую прибыль. Естественная монополия характерна для отраслей, в которых при­сутствие единственного производителя обусловливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса. Поскольку причиной возникновения естественных монополий является проявляющаяся в положительном эффекте масштаба корре­ляция между объемом рыночного спроса и эффективным размером предприятия, то такого рода монополии находятся под патронатом государства, регулирующего их деятельность.

Монопсония представляет собою рыночную структуру, для кото­рой характерна концентрация монопольной власти у покупателя. Возникает в случае, когда рынок представлен единственным покупателем,, Рыночная власть монопсонии состоит в том, что монопсонист спосо­бен оказывать влияние на цены закупаемых им благ. Причем, если' монополист употребляет свою рыночную власть, чтобы производить меньшее количество блага по более высокой цене, то монопсонист ис­пользует имеющуюся у него рыночную власть для того, чтобы осущест­влять покупку по более низким ценам. Монопсония наблюдается в сфере государственных закупок вооружений и на локальных рынках труда, где отдельная фирма выступает единственным работодателем на данной территории.

Двусторонняя монополия имеет место в том случае, когда моно­польная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупате­ля. Особенность ситуации состоит в том, что хотя продавец и обладает монопольной властью, монопольное положение покупателя позволя­ет ему рассматривать кривую предельных издержек продавца в каче­стве кривой отраслевого предложения, т.е. аналогично условиям со­вершенной конкуренции. Поэтому покупатель установит цену ниже той, которую запросит продавец для каждого данного объема спроса со стороны покупателя. Поскольку обе стороны обладают рыночной властью, договорные цена и количество будут находиться в пределах между предложениями покупателя и продавца, а конечный результат сделки будет функцией от степени информированности сторон друг о друге и способности каждой из сторон вести переговоры.


9.2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ Предложение монополиста в краткосрочном периоде

Определяющая особенность чистой монополии как модели рын­ка состоит в том, что одна фирма олицетворяет собой отрасль. В силу этого кривая спроса на продукцию монополиста есть не что иное, как кривая рыночного спроса. Поэтому важную черту, отличающую фир­му-монополиста от совершенно конкурентной фирмы, составляет принципиальное различие в ценовой эластичности спроса на их про­дукт. Спрос на продукт монополиста не является абсолютно эластич­ным. Кривая его средней выручки совпадает с кривой рыночных цен (рыночного спроса), а кривая предельной выручки будет располагать­ся ниже кривой средней выручки. Это означает, что в условиях моно­полии предельная выручка не равна цене продукта (рис. 9.1).

Являясь единственным продавцом, монополист способен оказы­вать влияние на цену своей продукции. Однако такое влияние не про­извольно. Во-первых, в соответствии с законом спроса цена на про­дукцию монополиста будет функцией от объема его предложения. Поэтому он может регулировать цену лишь посредством изменения объема предложения. Во-вторых, сталкиваясь с убывающей кривой спроса, монополист должен так регулировать объем предложения, что­бы оставаться на эластичной части кривой спроса, где изменения цены и предложения сопровождаются ростом совокупной выручки.

Руководствуясь принципом максимизации прибыли, монополист выберет объем предложения QM, для которого MR = МС, что при спро­се на продукцию монополиста Dм даст цену РM(рис. 9.2). Как и в случае с совершенно конкурентной фирмой, в краткосрочном периоде моно-


полист осуществляет предложение до тех пор, пока имеет место некой торое превышение цены над средними переменными издержками. Для фирмы-монополиста это означает, что при кривой спроса, расположен ной ниже кривой средних переменных издержек D1, не существует оптимального объема выпуска. При соответствующем спросе на про дукцию и данном для этого объема выпуска уровне средних издержек! прибыль монополиста составит: П = [AR(PM) - AC(QM) x QM] - затем­ненный прямоугольник на рис. 9.2,

Так как кривая предельной выручки монополиста располагается ниже кривой рыночных цен DM, то, во-первых, назначаемая монопо­листом цена превышает значения предельных издержек производства для любого объема предложения, что свидетельствует о реализации рыночной власти, и, во-вторых, выбираемый им объем выпуска мень­ше оптимального, что говорит о неэффективности производства.

Таким образом, хотя в моделях и совершенной конкуренции, и мо­нополии фирмы руководствуются одним и тем же принципом опти­мизации предложения MR = МС, при аналогичных функциях произ­водства и спроса результат будет разным. Монопольная цена Рм за единицу продукции выше конкурентной Рк, а объем предложения моно­полиста Qм меньше конкурентного предложения QK. -Наличие у моно­полиста рыночной власти отнюдь не означает, что наценка на предель­ные издержки устанавливается им произвольно. Устанавливая цену, он руководствуется общим правилом для всех обладающих рыночной властью фирм (см. главу 6).

P=


Монополист назначает цену, превышающую предельные издержки произ­водства на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса.

Говоря о рыночной власти монополий, следует избегать непра­вильного ее понимания:

—во-первых, даже обладание большой рыночной властью не оз­
начает, что монополист взимает максимально возможную цену, по­
скольку в условиях убывающего спроса это не обеспечивает ему мак­
симальной прибыли;

—во-вторых, само обладание рыночной властью не является га­
рантией получения прибыли, которая зависит не только от цены, но
и от уровня средних издержек, что при определенном их сочетании
(в случае падения спроса) может принести убытки;

—в-третьих, само по себе монопольное положение на рынке
не есть свидетельство получения высокой прибыли. Даже при отсут­
ствии конкурентов низкий спрос и высокие издержки производства
уже сами по себе ограничивают возможности извлечения высоких при­
былей.

Кроме того, действуют факторы, ограничивающие монополиста в реализации его рыночной власти. Это опасения, связанные с приме­нением антимонопольных мер при получении чрезмерно высоких при­былей. Почти всегда существующая угроза проникновения в отрасль потенциальных конкурентов заставляет монополиста умерить свои устремления к реализации всей рыночной власти, чтобы сохранить высокие барьеры проникновения в отрасль и, следовательно, свое мо­нопольное положение. Есть ограничения и со стороны спроса, обу­словленные ростом противодействий потребителя по мере того, как усиливается проявление рыночной власти монополии (переход к то­варам-заменителям, развитие вертикальной интеграции и т.п.).



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ключевые понятия | Предложение монополиста в долгосрочном периоде


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.