1. С точки зрения хозяйственной практики фирма — это хо зяйственная единица, обладающая обособленным имуще ством и оформленными правами, позволяющими ей осущест влять хозяйственную деятельность под свою имуществен ную ответственность.
2. В экономической теории фирму рассматривают в следую щих аспектах:
- как действующую в условиях рыночной неопределеннос ти сложную иерархическую структуру, представляющую собой контракт между владельцами ресурсов, призванный обеспечить наиболее эффективное использование ресурсов (институциональная теория);
- как активно взаимодействующую с рыночной средой и эволюционирующую под влиянием внешних и внутрен них факторов сложную хозяйственную структуру, поведе ние которой обусловлено особенностями внутренней орга низации (бихевиористская теория);
- как технологическую единицу, деятельность которой опи сывается производственной функцией, а целью является максимизация прибыли (неоклассическая теория).
3. В рамках микроэкономического анализа (неоклассическая теория) определяющими принципами исследования пове.- дения фирмы являются заданность условий деятельности фирмы (совершенство информации, полная рациональность поведения, стабильность цен) и отсутствие альтернативно сти в выборе решений.
4. В зависимости от особенностей рыночного поведения раз личают следующие типы фирм:
- предпринимательская, для которой характерны объеди нение функций управления и собственности и нацеленность на максимизацию прибыли;
- капиталистическая фирма, для которой характерны раз деление функций собственности и управления, наличие сложной иерархии целей;
- самоуправляющаяся фирма, представляющая собой об разование, принадлежащее коллективу работников, главной целью которого является максимизация' трудового дохода;
- государственная фирма, целевые ориентиры которой ус танавливаются государством, а объем выпуска и цена регу лируются государственными органами;
- директорская фирма, характеризующаяся размытостью прав собственности и ориентацией на максимизацию выгод, получаемых высшим управленческим аппаратом.
5. На практике целевые установки фирм, представляющих со бой иерархическую систему, которая эволюционирует как во времени, так и в зависимости от складывающихся рыноч ных условий. Целью фирмы могут выступать максимизация прибыли, максимизация выручки, экономический рост, вы живание в долгосрочной перспективе, стремление к удов летворенности.
6. Общий результат рыночной деятельности фирмы выража ется в показателе совокупной (валовой) выручки, которая представляет собой функцию от цены и количества реали зованной продукции. Так как рыночная цена блага является функцией спроса, то кривая спроса на продукцию фирмы одновременно является кривой ее дохода от единицы про дукции, т.е. кривой средней выручки. А поскольку функция спроса является убывающей, то и доходность от реализации, выраженная в показателе предельной выручки, показыва ющей прирост совокупной выручки от дополнительно реа лизованной единицы продукции, будет убывающей. При быль фирмы образуется как разница между совокупной вы ручкой и совокупными издержками производства для данного объема выпуска.
7. Так как величина прибыли функционально зависит от ко личества проданной продукции, то максимальная величина прибыли будет получена тогда, когда дополнительно реали зованная единица продукции не даст приращения прибыли, следовательно, фирма максимизирует прибыль в случае равенства предельной выручки и предельных издержек.
8. Принцип максимизации прибыли говорит о том, что в це лях достижения максимальной прибыли фирма должна выб рать такой объем выпуска, при котором значения предель-
. ной выручки и предельных издержек равны.
9. Группа фирм, производящих взаимозаменяемые блага, об разует отрасль, а их взаимодействие — отраслевой рынок.
10.Каждый отраслевой рынок представляется в виде опреде ленного типа рыночной структуры, представляющей собой комбинацию признаков рыночной организации, обусловли вающих способ установления цены, объема выпуска и ха рактер взаимодействия фирм отрасли.
11.Определяющими тип. рыночной структуры факторами яв ляются эффект масштаба, вертикальная интеграция и поли тика государства.1 Наличие в отрасли существенного по ложительного эффекта масштаба и устремлений к вер тикальной интеграции способствует росту концентрации производства, проявляющейся в увеличении размеров и уменьшении количества действующих в отрасли фирм.
12.Концентрация отраслевого выпуска у отдельных фирм при водит к возникновению у продавцов рыночной власти, проявляющейся в их способности оказывать влияние на ры ночную цену посредством регулирования объема своего предложения. Степень рыночной власти зависит от доли фирмы в отраслевом предложении, эластичности спроса на ее продукцию, степени взаимозаменяемости ее продукта, ха рактера взаимодействия фирм отрасли.
13.Признаками, характеризующими тип рыночной структуры, являются: 1) численность продавцов; 2) величина доли про давцов в рыночном предложении; 3) степень дифференциа ции продукта; 4) условия вступления в отрасль и выхода из нее; 5) степень рыночной власти; 6) характер взаимодей ствия фирм.
14. В зависимости от содержания каждого признака и их ком бинации формируются различные типы отраслевых рынков с разной степенью конкурентности:
- рынок совершенной конкуренции, характеризующийся ценовой конкуренцией между не способными оказывать какого-либо влияния на рыночную цену продавцами, имеет место там, где действует большое число продавцов, с незначительными рыночными долями и производящих одинаковую продукцию при полной доступности рыночной инфор-
15.
16.
мации, свободе входа в отрасль и выхода из нее и независимости принятия решений;
— рынок монополистической конкуренции, характеризу ющийся конкуренцией за объем продаж между облада ющими рыночной властью продавцами, имеет место там, где большое число фирм-продавцов реализуют обладающие осо быми свойствами продукты при отсутствии барьеров про никновения в отрасль и независимости принятия решений;
- рынок абсолютной (чистой) монополии, характеризующийся высокой степенью рыночной власти продавцов и отсутствием конкуренции, имеет место там, где отсутствуют товарные заменители, единственный продавец обеспечивает весь объем отраслевого предложения, а проникновение в отрасль блокировано;
— рынок монопсонии, характеризующийся концентрацией рыночной власти у покупателя, имеет место там, где един ственный покупатель предъявляет спрос на стандартизиро ванный товар при полной его информированности о рыноч ных ценах и альтернативах, наличии большого числа не ко ординирующих свое поведение продавцов;
— олигополистический рынок, характеризующийся страте гическим взаимодействием обладающих рыночной властью и конкурирующих за объем продаж фирм, имеет место там, где действует ограниченное количество фирм, контролиру ющих значительные доли рыночного предложения при ог раниченных возможностях доступа в отрасль. Конкуренция представляет собой процесс борьбы фирм за платежеспособный спрос, целью которого является укреп ление рыночного положения фирмы путем расширения кон тролируемой ею доли рынка, а ее содержание зависит от фак торов, обусловливающих тип рыночной структуры. Интенсивность конкуренции между фирмами на отраслевом рынке зависит: 1) от количества действующих в отрасли фирм и соотношения их производственных мощностей; 2) конкурентной силы потребителей, обусловленной рыноч ной долей отдельного покупателя и величиной издержек пе рехода к заменителям; 3) конкурентной силы поставщиков, определяемой степенью дефицитности ресурса, наличием товаров-заменителей, значением ресурса для отрасли, чис лом поставщиков; 4) конкурентной силы потенциальных конкурентов, обусловленной высотой барьеров проникно-
вения в отрасль; 5) конкурентной силы товаров-заменителей, зависящей от эксплуатационных особенностей продукта и величины издержек замещения для потребителей.
17. В зависимости от объекта конкурентных действий (продукт, цена, объем продаж) и принципа взаимодействия продав цов (учитывают или не учитывают поведение друг друга) различают совершенную конкуренцию, при которой не обладающие рыночной властью фирмы конкурируют по цене, и несовершенную конкуренцию, при которой облада ющие рыночной властью фирмы конкурируют за объем про даж путем применения разнообразных конкурентных стра тегий.
18.Конкурентная стратегия как деятельность фирмы, направ ленная на приобретение и удержание конкурентных преиму ществ в отношении конкурирующих с ней фирм, зависит: 1) от отраслевых особенностей; 2) способности реагировать на изменения условий; 3) стратегий, осуществляемых кон курентами, и может реализовываться в таких формах, как:
- лидерство по низким ценам, связанное с обеспечением наиболее низких отраслевых издержек производства и даю щее фирме высокую устойчивость по отношению к отрасле вым конкурентам и большие возможности в противодей ствии проникновению на рынок посторонних фирм и това ров-заменителей;
— дифференциация продукции, связанная с приданием продукту специфических свойств, которые обеспечат фирме большую лояльность потребителей, что приведет к расширению спроса на продукцию фирмы и сделает его менее эластичным;
- нишевая специализация, при которой фирма концентри рует свои усилия на узкой части рынка, что приведет к рос ту конкурентной устойчивости фирмы в результате сниже ния издержек или уникальности предоставляемого блага;
- глобализации деятельности в форме конкуренции на рын ках многих стран, которая способна создать преимущества, вызванные экономией трансакционных издержек, эффектом масштаба и универсализацией методов управления и конт роля.